Основы религиозных культур и светской этики (комплексный учебный курс — ОРКСЭ)
Информация для родителей о выборе курса ОРКСЭ в 2017-2018 учебном году.
В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Эльбрусского муниципального района продолжается реализация учебного предмета ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). Преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС НОО осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней.
В соответствии с приказом управления образования Эльбрусского муниципального района от 09.02.2017 года №16 «О подготовке общеобразовательных учреждений к реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2017/2018 учебном году» с 8 февраля по 19 февраля 2017 года в общеобразовательных учреждениях прошла процедура ознакомления и выбора содержательного модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в форме родительских собраний (для обучающихся 3-х классов и их родителей), на которых обсуждались следующие вопросы:
- Ознакомление с особенностями содержания модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
- Ознакомление с учебниками по модулям учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках школьной библиотеки.
- Выбор модуля учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» согласно п.2 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Следовательно, принятие решения о записи обучающегося на изучение определённого модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классах (по 34 часа), имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер. Целью курса является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.
Результаты выбора
модулей курса ОРКСЭ зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)
№ п/п | Название модуля | Кол-во классов | Кол-во обучающихся |
1. | Основы мировых религиозных культур | 13 | 253 |
2. | Основы светской этики | 9 | 162 |
Всего: | 22 | 419 |
Учебный курс ОРКСЭ адресован обучающимся 4 классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
В качестве основного методологического принципа реализации предмета выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного предмета культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Комплексный учебный курс ОРКСЭ является средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая рассматривается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе. Изучение курса способствует реализации способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Основными задачами комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:
- знакомство обучающихся с содержанием одного из учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении курса выступают:
- организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
- практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;
- обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках учебного предмета.