Доклад начальника Управления образования на августовском совещании педагогических работников 2012 года «Повышение качества и эффективности образования — гарантия устойчивого развития Эльбрусского муниципального района»
Уважаемые участники августовского педагогического совета!
В преддверии нового учебного года я хотел поздравить всех присутствующих с наступающими праздниками — Днем знаний, днем Государственности Кабардино-Балкарской Республики. Всем педагогам, всем жителям Эльбрусского района я желаю крепкого здоровья, большого человеческого счастья, мирного неба над головой, творческих успехов.
Особо хочу поздравить всех нас с победой нашего воспитанника Заура Курамагомедова на Олимпиаде- 2012, пожелать молодому олимпийцу многочисленных золотых побед, а его тренерам и наставникам- побольше чемпионов.
Сегодня на традиционном педагогическом совете работников системы образования я хочу остановиться на итогах прошедшего учебного года и перспективах развития системы в целом, учитывая, что основным гарантом устойчивого развития нашего района является повышение качества и эффективности муниципальной системы образования.
В отчетный период в районе, как и в Республике и в стране в целом,происходили активные процессы модернизации всех направлений, в том числе экономики.
Одно из главных условий формирования инновационной экономики — модернизация системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
В широком смысле модернизация – это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Модернизация образования – это обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и новые запросы.
Ключевые приоритеты государственной политики в области образования зафиксированы в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, одобренной Правительством РФ 1 октября 2008 года, в Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2011 – 2013 годы, а также в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы. В настоящее время «Наша новая школа» определена как стратегический ориентир модернизации образования.
Целью модернизации объявлено создание механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения цели решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Значительную роль в развитии сферы образования сыграл Национальный проект «Образование», в процессе реализации которого в обновление российской общеобразовательной школы было вложено дополнительно порядка 100 млрд. рублей. В нашем районе была значительно улучшена материально-техническая база общеобразовательных учреждений: получено оборудование для кабинетов, в том числе мультимедийное и компьютерное. 7 школ района получили автобусы для подвоза обучающихся . Было установлено дополнительное вознаграждение за классное руководство. За период действия проекта 16 учителей и 3 школы нашего района стали победителями в рамках ПНПО и удостоены грантов по 100 тысяч и миллиону рублей соответственно.
Национальный проект позволил ликвидировать в большей мере отставание школ в вопросах информатизации и заложить основу для их самостоятельного развития в этом направлении. Все школы района подключены к сети Интернет, имеют электронную почту. Открыты сайты школ и сайты передовых педагогов.
Более 70 % учащихся обучаются в учреждениях, отвечающих современным требованиям.
В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования выделены финансовые средства для приобретения:
-учебно- лабораторного оборудования-4247,2тыс.руб
-учебно- производственного оборудования-221тыс.руб.
-оборудования для медицинских кабинетов- 896 тыс.руб.
-для энергосбережения-720тыс. руб.
-компьютерного оборудования, в том числе интерактивные доски, проекторы для оборудования рабочих мест учителей-4449,2тыс.руб.
-для проведения текущего и капитального ремонта учреждений образования-10млн.601тыс.руб.
В 2011-2012 учебном году осуществлен переход к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и в нашем районе. Процесс подготовки был непростым и продолжительным. В 2010 г. была создана рабочая группа управления образования по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разработан план первоочередных мероприятий. Статус пилотной площадки по апробации федеральных государственных стандартов начального общего образования( ФГОС) присвоен МОУ « Лицей №1» г.Тырныауза, МОУ « СОШ№3» г. Тырныауза, МОУ « СОШ№4»с. Кенделен. Новые стандарты реализовывали 5 учителей в классах с общей численностью 99 чел.
С 1 сентября2011года 298 учащихся первых классов муниципальных учреждений Эльбрусского района начали обучениепо новым ФГОС.
Научно-методическая помощь в организации работы по внедрению ФГОС оказывается институтом повышения квалификации Кабардино-Балкарского госуниверситета и ГОУ ДПО « Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного обучения» через семинары, курсы, индивидуальные консультации . Для работы по новым ФГОС повышение квалификации прошли 73 педагогических работника школ, в том числе и управленческие кадры. Дополнительно был организован семинар по разработке основной образовательной программы начального общего образования каждой школы. Педагоги и методисты выезжали на курсы и семинары, организованные Министерством образования КБР. В апреле 2011 года образовательные учреждения провели самооценку готовности к введению новых стандартов начального общего образования. На тот момент уровень готовности большинства школ был определен как средний. Проблемные моменты были связаны, прежде всего, с материально-техническим оснащением учебного процесса в соответствии с требованиями, а также с организацией и финансированием внеурочной занятости детей. В прошедшем учебном году решена часть вопросов: 9 школ района получили интерактивные аппаратные комплекты и дидактическое оборудование для кабинетов начального обучения.
Таким образом, на муниципальном уровне формируются организационно-методические, социально-педагогические, материально- технические условия, обеспечивающие системный переход на новые образовательные стандарты.
Новые представления об образовательных стандартах появились, когда возник вопрос: какими действиями необходимо овладеть школьнику, чтобы в любой жизненной ситуации, особенно в условиях неопределенности, справиться с возникшей проблемой? Как обеспечить такой образовательный результат в каждой школе, для каждого ученика? Одно из требований инновационной экономики – умение учиться и общаться — для России не просто важное, но безальтернативное. В новом стандарте общего образования есть понимание того, что информация и знание необъятны, и овладение ими абсолютно непосильно не только для ребенка, но и для всего человечества. Отсюда необходимость принципиально иного подхода к организации образовательной деятельности на этапе общего образования.
Проблемными остаются вопросы реализации ФГОС:
-недостаточное количество специалистов, осуществляющих сопровождение образовательного процесса. ФГОС требует привлечения к работе с детьми начальной школы специалистов- психологов, учителей-предметников, иностранных языков, специалистов в области культуры и искусства, тьюторов, для которых необходима соответствующая переподготовка;
-недостаточное количество учебных помещений (и их оснащение современным оборудованием) для качественной организации деятельности детей во второй половине дня.
В настоящее время одним из основных критериев эффективности управления качеством образования являются результаты государственной итоговой аттестации обучающихся.
В районе в 2012 году 11 класс закончили 270 человек. Все они были допущены к государственной (итоговой) аттестации. 264 выпускника сдавали экзамены в форме ЕГЭ, 6 – в форме государственных выпускных экзаменов по обязательным предметам.
Надо сказать, что результаты выпускников в этом году качественно оказались лучше, чем в прошлые годы. Очевидно, сказалось то, что в образовательных учреждениях совершенствовалась система подготовки, положительно зарекомендовала себя также система пробных ЕГЭ. Удельный вес обучающихся школ района, сдавших единый государственный экзамен, составил 99,88 %.. С заданиями единого государственного экзамена по русскому языку и математике справились 264 выпускника (100 %). 70 баллов и выше по русскому языку набрал 51 человек (19%). Максимальный балл по русскому языку составил 92. По математике более 70 баллов у 8 выпускников(3%), максимальный балл – 87. Средний тестовый балл по русскому языку составил 59,9 (в прошлом году – 58.2), по математике – 56.5 (в прошлом году – 52.8).
Ряд предметов по выбору обучающиеся школ района сдавали в форме ЕГЭ: обществознание, биология, физика, химия, информатика, история, иностранный язык, литература, география.
Более 70 баллов по результатам ЕГЭполучили100выпускников(38%).более 80 баллов-45 выпускников(17%),более 90 баллов-13выпускников (5%).
Награждены медалями «За особые успехи в учении» – 15 человек (5 %), в том числе золотыми медалями 9 выпускников (3%), серебряными – 6 (2%).
Цель ЕГЭ – двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества (как качества обучения, так и качества работы самих педагогов), а главное – значительно расширить возможности детей из сельской местности продолжать образование в лучших образовательных центрах России. Конечно, система нуждается в совершенствовании. Работа в этом направлении планируется Минобрнауки РФ в ближайшее время.
Об эффективности управления качеством образования свидетельствуют и результаты выпускных экзаменов за курс основной школы. В 2011 – 2012 учебном году в районе 9 класс закончили 315 обучающихся, все они были допущены к государственной итоговой аттестации. В 2012 году девятые классы района и города продолжили участие в апробации государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме по русскому языку, алгебре, биологии, химии, физике, обществознанию, английскому языку. Успеваемость по итогам сдачи экзаменов в новой форме – 100%.
25выпускников 9 классов получили аттестаты особого образца (с отличием),102 человека получили аттестат без троек (33 %). . Успеваемость выпускников 9 классов составляет в 2011-2012 учебном году 100 %, качество – 33%.
В целом по итогам 2011 – 2012 учебного года успеваемость обучающихся 1 – 11 классов наших школ –99.97 %. Качественная успеваемость составила 37.3%.
С 2011 года начался электронный мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Все показатели качества образования школ отныне фиксируются на сайте.
Процесс модернизации включает в себя инновационную деятельность образовательных учреждений. Сегодняшний этап развития Российского образования характеризуется острой необходимостью инициативы каждого образовательного учреждения, каждого учителя, определяя его «инновационное поведение».
Инновационная деятельность педагогических коллективов полноценна в глубоком понимании в том случае, если её результаты могут быть использованы в других образовательных учреждениях. Поэтому такое большое значение имеет система обобщения передового педагогического опыта. Результаты этой работы представлены в методических пособиях и рекомендациях по проблемным темам, в научно-исследовательских работах педагогов.
Ежегодно образовательные учреждения района представляют опыт своей работы и за пределами республики. Так,МОУ «Гимназия №5» г. Тырныауза стала участником международного проекта «Европейская школа» со стажировкой учащихся в Финляндии, Швеции, Дании. Кроме того, гимназия в результате участия во всероссийском конкурсе «Интеллект будущего» стала самостоятельным отделением «Малой Академии Наук».
МОУ «СОШ им. А. М. Ахматова» с. п. Былым приняла участие в конкурсе на приз «Фонда содействия развития образования Карачаево-Балкарской молодёжи» (Эльбрусоид) и заняла 3-е место; в номинации «Мы и наша школа» и в конкурсе переводчиков заняла
1-ые места.
Директор МОУ «СОШ им. А. М. Ахматова» с. п. Былым Атакуева Н.М. и директор МОУ «СОШ№2» г.Тырныауза Гулиев Х.О. стали лауреатами всероссийского конкурса «Директор школы-2012».
Одно из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а также один из разделов плана действий по модернизации общего образования посвящен развитию системы поддержки талантливых детей. И это не случайно. Адекватная оценка заслуг личности перед обществом является общечеловеческой ценностью, именно мощная поддержка талантливых детей стала залогом экономического развития многих стран. В плане развития системы поиска одаренных детей правительством РФ планируется проведение олимпиад всех уровней, конкурсные мероприятия и премии для поддержки талантливой молодежи, а также создание федеральной базы данных победителей олимпиад школьников. Предполагается финансирование педагогического сопровождения талантливых детей. Уже с этого года начнут создаваться центры поддержки одаренных детей, заочные школы при ведущих вузах.
В системе образования района работа с одаренными детьми ведется системно и имеет свои традиции. Растет интерес школьников и педагогов к предметным олимпиадам. В 2011-2012 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4311 обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений района. Организованно прошел муниципальный этап Олимпиады, в котором участвовали 1090 обучающихся 7-11 классов по 20 предметам.
139 учащихся нашего района были заявлены на участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. Одиннадцать из них стали призёрами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников:
Инновационное содержание научно-исследовательской работы является эффективной мотивацией и стимулом вовлечения во внеурочную интеллектуальную деятельность для детей. В научные общества учащихся, работающие в образовательных учреждениях района входят ученики с явно выраженным интересом и чрезвычайно высокой увлеченностью различными учебными предметами.
Стало традиционным активное участие обучающихся во всероссийских и международных конкурсах «КИТ- компьютеры, информатика, технологии», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог», «Кенгуру», Молодёжных предметных чемпионатах.
Одно из главных направлений модернизации образования — совершенствование учительского корпуса. Большое внимание в Плане действий по модернизации общего образования уделяется непрерывности, персонификации повышения квалификации педагогических работников, модернизации системы педагогического образования. Серьезные ставки делаются на тьюторство. Пройдя курсы по новым методикам преподавания, педагог становится наставником своих коллег. Учиться будут и руководители. Им надлежит ознакомиться с новейшими способами менеджмента образовательных учреждений. Вероятно, диплом экономиста станет в образовании такой же необходимостью для карьерного роста, как и в остальных отраслях экономики.
В целях стимулирования заинтересованности педагогических работников в конечных результатах работы в системе образования района с 2008 года введена новая система оплата труда. Результатом её введения стало материальное стимулирование инновационной деятельности педагогических коллективов, эффективности образовательных услуг в соответствии с запросами личности и общества.
Тем не менее, точка зрения, согласно которой, если нет материальных стимулов, то никакие другие способы мотивации не могут быть достаточно эффективными, ошибочна. В психологии показано, что для многих людей действенным мотивом является мотив достижения. Стремление к успеху и переживание успеха – это тот мотив, который может быть успешно задействован. Поэтому в тех коллективах, где педагоги привлекаются к анализу состояния педагогической системы, оценке и выбору новшеств для внедрения, имеют конкретные цели совершенствования своей деятельности, имеются и достойные результаты инновационной деятельности. Именно в таких школах педагоги чувствуют поддержку администрации и коллектива и охотно делятся опытом работы. Ежегодно проводится конкурс «Учитель года Эльбрусского района». В 2012 году победителем конкурса стала учитель технологии и изобразительного искусства МОУ «СОШ им. А. М. Ахматова» с. п. Былым Алиева Рауханият Хамзатовна.
В связи с новыми стратегическими задачами образования претерпевает изменения система повышения квалификации педагогов. Вводятся в действие новые формы и процедуры аттестации педагогических кадров. Требования к педагогам высшей и первой квалификационных категорий становятся более жесткими. Это один из механизмов повышения заинтересованности учителя в результатах своего труда, мотивация к профессиональному росту, повышению квалификации, собственной работоспособности.
Одной из лучших в республике признана система организации аттестации педагогов в районе. В 2011-12 учебном году аттестовано 73 педагога на высшую квалификационную категорию, 32 — на первую квалификационную категорию. Новая форма аттестации – на соответствие занимаемой должности- впервые проведена в отчетном году. Аттестовано 63 педагога, не имеющих квалификационной категории. Признаны не соответствующими занимаемой должности 2 педагога.
Все вышеперечисленные меры направлены на повышение статуса учителя в обществе, престижности его профессии и, конечно, на повышение уровня жизни педагогических работников. «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ», — говорил А.П. Чехов. Не секрет, что средняя зарплата учителя в России сейчас весьма скромная. Обнадеживает то, что сейчас этот факт привлек пристальное внимание Правительства РФ, которое планирует в течение двух лет среднюю зарплату учителя повысить до уровня средней заработной платы по экономике в конкретном регионе как минимум. Конечно, механической уравниловки при повышении зарплат не будет. Будут учитываться и квалификация, и профессиональные качества, и отношение учителя к работе.
Первыми в республики педагоги района по инициативе директора МОУ « СОШ» с. Бедык Борчаева Р.Ш. объединились в Ассоциацию молодых педагогов. Цели ассоциации-развитие творчества молодых учителей, социальная защита педагогов.
Развитие современной школы предполагает внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. Истинным критерием его эффективности должно стать формирование единого информационного образовательного пространства каждой школы района и города. Большое внимание уделяется формированию креативной деятельности учителей и учащихся средствами информационных технологий. Эта задача реализуется через корректировку информационного банка данных учителей и учеников, методических объединений, творческих и исследовательских групп по вопросам информатизации, изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов. Одно из направлений работы системы образования района в рамках её информатизации — обеспечение доступа школ к глобальным информационным ресурсам. В связи с этим появляются новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего профессионального уровня, по изучению инновационного опыта. В образовательных учреждениях района началось введение электронных дневников учащихся, электронных журналов успеваемости, инструментов отчетности для руководителей и педагогов. Все работающие учителя имеют доступ к специализированному информационно-образовательному порталу,где имеют возможность продемонстрировать свои достижения, ознакомиться с работой коллег. Большая часть педагогических работников района прошла обучение с целью повышения компьютерной грамотности.
Система дошкольного образования Эльбрусского муниципального района представляет собой многофункциональную развивающуюся сеть дошкольных отделений общеобразовательных учреждений, обеспечивающая качественное дошкольное образование всем детям дошкольного возраста, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Главная цель образовательной политики Эльбрусского муниципального района в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающая равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Реальная задача, которая стоит перед дошкольным образованием и соответствует ожиданиям общества — это развитие способностей дошкольников, адаптация и их социализация, позволяющая эффективно включаться в школьное образование. Система дошкольного образования представляет собой: 14 дошкольных отделений образовательных учреждений, которые посещают 1426 детей, что составляет 73% охвата детей дошкольным образованием в районе. Позитивная тенденция последних 2-3 лет — это организация новых вариативных форм дошкольного образования, обеспечение доступности дошкольного образования всем слоям населения, независимо от их социального статуса, повышение качества дошкольного образования, высокий уровень организации деятельности дошкольных учреждений, ориентированный на удовлетворение запросов родителей, являющихся основными заказчиками дошкольных образовательных услуг, в результате чего в дошкольных отделениях функционируют группы раннего развития с 1 года до 3-х лет, группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке детей, открытие дошкольных групп «Особый ребёнок» для детей с ограниченными возможностями здоровья, успешное освоение и внедрение педагогами в учебно-воспитательный процесс Федеральных Государственных Требований дошкольного образования. Актуальность внедрения новых современных вариативных моделей дошкольного образования, направленных на обеспечение качества и доступности дошкольного образования, определение стратегии и тактики развития системы дошкольного образования в Эльбрусском районе отражены в сетевых проектах и программах развития системы дошкольного образования на 2011-2015годы, разработанных творческой группой педагогов под руководством отдела дошкольного образования управления образования. Приоритетными направлениями развития современной системы дошкольного образования в Эльбрусском районе являются и успешно реализуются:
1.Доступность дошкольного образования; 2. Сохранение и укрепление здоровья детей; 3. Развитие интегративного, инклюзивного и специального дошкольного образования;
4. Повышение качества дошкольного образования; 5. Повышение эффективности кадрового обеспечения; 6. Социальное партнёрство; 7. Детский сад будущего.
Подводя определённые итоги в системе образования в районе в целом, пройдя несколько этапов модернизации и реструктуризации, с удовлетворением можно отметить, что система дошкольного образования Эльбрусского района востребована, ей доверяют наши родители и она отвечает практически всем современным требованиям доступности качественного дошкольного образования всем детям дошкольного возраста. Именно участие дошкольных учреждений в инновационной деятельности по моделированию, проектированию и экспериментированию новых технологий, моделей, систем позволило многим педагогам и дошкольного отделения в целом, освоить современные методы практики работы с детьми дошкольного возраста и выйти на высокий уровень признания не только в нашем районе, но и как на республиканском, так и на федеральном. Дошкольное образование Эльбрусского района на протяжении многих лет активный участник многих конкурсов, семинаров, конференций, проектов, акций, движений по совершенствованию системы работы с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Итогом поисков нововведений в дошкольную образовательную систему стал Ресурсный центр «Особый ребёнок» для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МОУ «Лицей№1», который позволил объединить гражданское общество, образование и власть в единое сообщество, способное сегодня решать все социальные проблемы вместе, сообща. Высокая результативность апробации инновационных программ по развитию у дошкольников компетенций успешности личности дала возможность педагогам дошкольного образования обмениваться опытом работы на межрегиональном и федеральном уровнях. В прошедшем учебном году муниципальная система дошкольного образования Эльбрусского района по результатам отбора стала пилотной стажировочной площадкой по направлению системно-деятельностный кластер в федеральном проекте модернизации системы образования в разделе «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Участие в данном проекте позволит нам привлечь финансовые средства для улучшения материальной базы, оснащения компьютерной техникой дошкольные отделения, совершенствования системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Грантовую поддержку получила, участвуя в данном проекте, Районная целевая комплексная программа дошкольного образования «Развитие успешности личности в Эльбрусском муниципальном районе на 2011-2015годы», которая была признана одной из лучшей в республике. Администрация Эльбрусского района, управление образования, работники системы дошкольного образования прилагают все усилия, чтобы детские сады стали престижными образовательными учреждениями, конкурентноспособными, а социальный статус воспитателя детского сада был значительно поднят через системы новой оплаты труда, стимулирование и аттестацию.
Есть ещё много нерешённых задач и вопросов, новых инновационных проектов и предложений, которые предстоит нам всем решать и внедрять в практику для улучшения жизнедеятельности и совершенствования Эльбрусской муниципальной системы дошкольного образования путём расширения инициативы и полномочий общественных родительских объединений в вопросах правовой защиты интересов детей, материнства и семьи; обеспечения большей открытости, диалога и привлекательности дошкольного образования для детей и их родителей путём внедрения эффективных технологий сотрудничества с родителями и практике социально-делового и психолого-педагогического партнёрства, а также модернизации муниципальной системы дошкольного образования в современную систему детства «Детского сада будущего». А самое главное — у нас есть достаточно высокий уровень кадрового потенциала, который способен и готов решать вышеперечисленные задачи.
Согласно данным Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Российской Федерации состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу у ученых, педагогов, родителей, широкой общественности. Более 50% детей имеют морфофизиологические отклонения.. До 30% юношей не в состоянии проходить военную службу по состоянию здоровья.
Доминирующей патологией являются дефекты речи, патологии опорно- двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, т.е.нарушения, которые могут быть скорректированы реабилитационными мероприятиями и соблюдением санитарно- гигиенических норм в условиях образовательного учреждения.
В последние годы школьное образование перешло от массового, унифицированного к дифференцированному, ориентированному на конкретного ученика, что в целом является прогрессивным. Содержание программ меняется в сторону повышения требований, интенсификации обучения. Вариативность школьного образования увеличивает нагрузку на учащегося.70 % времени учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения, поэтому особенно важно формировать внутришкольную среду в гармонии с детским организмом: это соответствие САНПиН светового, теплового, санитарно- гигиенического режима, организации сбалансированного питания школьников, скорректированное с учетом нагрузки на ребенка расписание школьных занятий, проведение динамических пауз для учащихся младших классов,правильно спланированные уроки физической культуры, своевременная диспансеризация детей, мероприятия по иммунизации и профилактике заболеваний и многое другое.В комплексе мер , влияющих на здоровье детей, особая роль принадлежит физическому воспитанию. В отчетный период большое внимание уделялось качеству проводимых уроков физической культуры, занятости учащихся физической культурой и спортом во внеурочное время. Во всех учреждениях образования функционируют кружки и секции спортивной направленности, около 2000 детей занимается в спортивных учреждениях дополнительного образования.
Большая работа проводится по организации оздоровления и отдыха детей . В 2012 году всеми видами отдыха и оздоровления были охвачены 742 чел.
В отчетный период особое внимание уделялось организации питания детей школьного и дошкольного возраста: увеличены суммы на организацию питания детей из бюджетных средств, создана вся необходимая нормативная база для организации питания,в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования приобретено технологическое оборудование для пищеблоков и столовых на сумму 1296.5 тыс.руб. В отчетный период количество школьников, охваченных питанием, увеличилось:в 2010-2011 учебном году-2699учащихся, что составляет 79% от общего количества учащихся,в 2011-2012 учебном году-2755учащихся,что составляет 84 %.
В школах и детских садах работают медицинские кабинеты. По специальному графику проводятся медицинские осмотры воспитанников и обучающихся.
В целях популяризации здорового образа жизни проводятся спортивные соревнования, конкурсы, месячники, выпускаются санбюллетени, газеты. На школьных сайтах размещаются информации и видеосюжеты о спортивно-массовых мероприятиях, проводимых с учащимися и родителями.
Ежегодно в районе проводятся спартакиады школьников, конкурсы « Папа, мама, я- спортивная семья». С 2010года проводятся президентские игры, в которых активное участие принимают все образовательные учреждения района.
В 2011году по инициативе администрации района и Главного пограничного управления РФ по КБР проведен конкурс военно- спортивная игра « Зарница», в которой приняли участие учащиеся старших классов 14 школ
Назрела острая необходимость особое внимание обратить на детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего по району их143 ребенка, из них в школе обучаются 119 детей ,из них по программам индивидуального обучения-65 детей, дошкольников- 24 ребенка.За исключением детей дошкольного возраста, охваченным обучением и воспитанием в районом ресурсном центре « Особый ребенок» , в котором дети с ограниченными возможностями получают всю необходимую развивающую, воспитывающую, медицинскую, в том числе и психологическую помощь, действенной работы с больными детьми нет.
Проблемными остаются вопросы:
-строительство спортивных залов в МОУ « СОШ№2»г.Тырныауза, МОУ « СОШ»с.В_Баксан,МОУ « СОШ»п.Нейтрино, МОУ « СОШ№3»с.Кенделен;
-приобретение спортивного инвентаря и оборудования;
-организация диетического питания для детей с ослабленным здоровьем;
-в связи с увеличением детей с заболеваниями эндокринной системы необходимы регулярные обследования специалистов-эндокринологов и профилактические мероприятия;
-создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья , в том числе строительство пандусов, охват дистанционным обучением большего количества детей.
Вызывает тревогу не только физическое, но и нравственное здоровье подрастающего поколения. В последнее время мы все чаще слышим о случаях детской жестокости. С пугающей регулярностью в средствах массовой информации появляются сообщения об очередном избиении подростами друг друга, о случаях издевательства, насилия. И, как кульминация, убийства, совершенные совсем еще юными людьми. Если мы сейчас не начнем бить тревогу, время будет безвозвратно упущено.
Мы, педагоги, люди, ежедневно общающиеся с нашими маленькими гражданами, должны сделать все, что в наших силах, чтобы сформировать у детей бережное отношение к тому, что нас окружает, закрепить в сознании каждого ребенка мысль о неприкосновенности всего живого. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование воспитательной системы. Это становится все сложнее, так как зачастую нам приходится буквально отвоевывать наших детей, нейтрализуя негативное воздействие низкопробных фильмов, средств массовой информации, некоторых порталов и сайтов. В этих условиях возрастает роль личности педагога, воспитателя, возрастает и его ответственность.
Воспитательную работу в Эльбрусском муниципальном районе обеспечивают 17 заместителей директоров по воспитательной работе, 223 классных руководителя, 20 социальных педагогов и 15педагогов-психологов.
В 2011-2012 учебном году патриотическое воспитание оставалось приоритетным направлением в основе воспитательных систем образовательных учреждений района. Все образовательные учреждения района работают по программам и Концепциям патриотического воспитания. Данное направление реализуется через урочную, внеурочную деятельность, дополнительное образование. Традиционными остаются такие мероприятия, как Уроки Мужества, посвященные Дню Победы, Дню Защитников Отечества, Дню Памяти и Скорби, встречи с ветеранами войны и труда. Во всех образовательных учреждениях района организованно отмечаются памятные даты и государственные праздники.
Ежегодно в районной акции «Подарок солдату» принимают участие все образовательные учреждения района. Все образовательные учреждения разработали и провели мероприятия по подготовке к годовшине Победы на основе Комплексного плана подготовки и проведения мероприятий в Эльбрусском муниципальном районе.
Большая патриотическая работа проводится на базе школьных музеев.
В настоящий момент имеются музеи в 8 образовательных учреждениях. Образовательные учреждения активно участвуют в конкурсах, акциях патриотической направленности. Через образовательные учреждения организовано шефство над памятниками героям Великой Отечественной войны.
В общеобразовательных учреждениях района основной формой работы с родителями является проведение тематических родительских собраний, где используются такие формы работы, как индивидуальные беседы, дискуссии по заданной теме, анкетирование, тестирование и т.д. На таких родительских собраниях родители получают много полезной информации по вопросам семейного воспитания. Вместе с тем низкий образовательный уровень некоторых родителей, проблемы межличностных отношений в семье в связи с низким материальным положением не позволяет пока надеяться на то, что все родители станут помощниками и союзниками педагогов в воспитании детей.
Во всех образовательных учреждениях созданы Советы профилактики и наркологические посты, которые работают в тесном контакте с КДН, ПДН, разработана система мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактическая работа ведется через уроки, факультативы, внеклассные мероприятия. Традиционными стали «Недели и Декады правовых знаний». К проведению мероприятий привлекаются сотрудники РОВД, КДНи ПДН, прокуратуры. Ежегодно проводится районный месячник по профилактике наркомании и алкоголизма и табакокурения.
Наши педагоги принимают активное участие в различных конкурсах воспитательного направления.Так,заместитель директора МОУ «СОШ№6» г.ТырныаузаХажнагоева Марина Владимировна стала лауреатом III Республиканского конкурса организаторов воспитательного процесса в номинации «Лучший организатор воспитательной работы».
Классный руководитель 8 «Б» класса МОУ «Гимназия№5»г.Тырныауза Грамотеева Светлана Валерьевна стала лауреатом III Республиканского конкурса организаторов воспитательного процесса в номинации «Лучший классный руководитель общеобразовательного учреждения».
В Эльбрусском муниципальном районе функционируют хорошо организованные, эффективные и востребованные 5 учреждений дополнительного образования:
Во всех учреждениях дополнительного образования детей сохранность контингента является одним из показателей оказания качественных образовательных услуг.
В 2011-1012 уч.г. образовательным процессом в учреждении были охвачены 2760 детей.
В МОУ ДОД ЦРТДиЮ» им.М.Х. работают три клуба по месту жительства: Также в целях расширения сферы образовательных услуг, создания современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей Эльбрусского муниципального района занятия ведутся на базе
• 7 образовательных учреждений района: 6 школ и ресурсного центра «Особый ребенок»
• Спорткомплекса «Геолог»
• ДК с. Кенделен.
Открытие детских объединений на базах образовательных и других учреждений способствует интеграции общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования для творческого развития личности ребенка. Решается важная проблема охвата обучающихся сельских поселений Эльбрусского района.
В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа одним из приоритетных направлений работы Центра стало развитие национально-регионального образования, позволяющего обучающимся осваивать содержание образования, связанного с изучением природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. В связи с чем разработана и продолжает реализовываться сквозная программа «Этнокультурное пространство как среда воспитания в УДОД». Национально-региональный компонент присутствует практически во всех дополнительных образовательных программах – это этнография, фольклор, орнамент, деревянная утварь и др. Лидерами по освоению регионального компонента являются детские объединения: «Балкарская литература», «Резьба по дереву», «Кийизы», ансамбль национального танца «Эльбрус», фольклорно-этнографический «Тау – адетле» (в пер. с балкарского языка «Обычаи горцев»), кукольный театр «Затейник», вокальная студия «Таулан» (в пер. с балкарского языка «Горец»).
За многолетнюю историю функционирования учреждения опытные педагоги воспитали плеяду талантливых детей, прославивших детские творческие коллективы Центра не только в регионе, но и далеко за его пределами. За последние три года обучающиеся Центра становились неоднократными победителями и призерами районных, Республиканских и Всероссийских конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д.
Важнейшим направлением деятельности учреждений дополнительного образования детей, его ответом на социальный заказ общества является поиск, поддержка и развитие одаренных детей, оптимизация их индивидуальных образовательных траекторий на основе широкого внедрения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, использования инновационных методов обучения.
В ЦРТД и Ю работает НОУ «Развитие» . В настоящее время в НОУ входят все одаренные дети, получающие дополнительное образование в Центре. За последнее время сложилась определенная система обучения. Огромное внимание уделяется детским объединениям профессионально-ориентированной направленности, проводятся элективные курсы, которые в дальнейшем помогают каждому выпускнику разобраться в особенностях будущей специальности и профессии, которые необходимы для будущей успешной карьеры. Строятся новые контакты с учреждениями начально-профессионального образования.
Далеко за пределами республики и России известны результаты спортивной школы олимпийского резерва г.Тырныауза.
Учащиеся СДЮСШОР в течении 2011-2012 учебного года приняли участие в 59 различных Чемпионатах, Первенствах , турнирах и учебно — тренировочных сборах. Высокие спортивные результаты достигаются благодаря квалифицированному тренерско – преподавательскому составу, которым располагает спортивная школа. Лучшими тренерами – преподавателями СДЮСШОР являются: Локьяев Юрий Хамидович, Этезов Хусейн Мусосович, Хапаев Аслан Тахирович, УзденовАскербиХасанович, Маркиянов Евгений Георгиевич, ТлизамовЗаурПелустанович. Они воспитали и подготовили высококвалифицированных спортсменов, которые добились значительных успехов во всероссийских и международных соревнованиях. 10 человек входят в различные сборные команды Российской Федерации.
В 2011-2012г. учебном году в СДЮСШОР был подготовлен 1 Заслуженный Мастер Спорта – КурамагомедовЗаур, Бронзовый призер XXX –х Олимпийских Игр в Лондоне (Великобритания); 1 Мастер Спорта России – СоттаевАбиль — греко – римская борьба. Подготовлено 8 кандидатов в Мастера спорта (греко – римская борьба). Спортсменов массовых разрядов подготовлено – 231 человек. Из числа обучающихся в настоящее время 1 Мастер Спорта России Международного класса, 6 Мастеров Спорта России, 22 кандидата в Мастера Спорта, 7 перворазрядников, 342 человека имеют массовые спортивные разряды.
Наряду с подготовкой спортсменов высокой квалификации СДЮСШОР в своей деятельности осуществляет физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей, подростков и молодежи, направленную на укрепление их здоровья, всестороннее физическое развитие.
Своей первоочередной задачей СДЮСШОР считает привлечение максимально возможного числа детей и подростков, к занятиям спортом с целью развития их личности, утверждение здорового образа жизни.
Трудно переоценить значение деятельности станции детскогои юношеского туризма. Благодаря работе юношеского поискового отряда обнаружены новые факты событий времен Великой Отечественной войны, стали известны имена погибших воинов, много десятилетий числившихся в списке пропавших без вести. Воспитанники станции принимали в отчетный период активное участие в республиканских научных конференциях НОУ « Сигма», « Чтения памяти Вернадского», где неоднократно становились призерами и победителями в номинациях « Краеведение», « Экология», « Литературоведение».
Центр детско- юношеский (Картинг) играют большую роль в становлении характера подростков. Опытный руководитель Цалиев М.М,, который отдал практически всю свою жизнь воспитанию детей, привитию им навыков и знаний механики автомобилей, добивается и отличных результатов. Так, в Первенстве КБР по картингу, посвященном памяти героя Абхазии Карданова Владимира Темиржановича.
Завершая выступление, отмечу, что в системе образования Эльбрусского муниципального района продолжается работа по реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ориентируясь на задачи, поставленные Правительством РФ в рамках модернизации российского образования, мы планируем в системе образования решение следующих задач
— обеспечение необходимых условий для внедрения в системе общего образования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
— совершенствование финансово-экономических механизмов в системе образования, создание условий для расширения финансово-хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений;
— продолжение оптимизации сети общеобразовательных учреждений с целью сокращения неэффективных расходов в сфере образования, предотвращение при этом необоснованного закрытия сельских школ и массового увольнения педагогов;
-развитие современных организационно-правовых форм в отрасли, в частности, автономных учреждений;
— внедрение нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, повышение качества школьного образования, совершенствование системы подготовки обучающихся к ЕГЭ;
— внедрение новых форм дошкольного образования, улучшение его материально-технической базы;
— использование новых форм и методов работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам и конкурсам, совершенствование системы мотивации школьников к участию олимпиадах различного уровня;
— совершенствование механизма предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дистанционного обучения;
— обеспечение условий для развития инновационной и опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе использования информационно-коммуникационных технологий, сетевого взаимодействия;
— обеспечение широкого участия представительств институтов гражданского общества – управляющих, попечительских и родительских советов школ в управлении образовательными учреждениями;
— эффективное использование в системе образования района электронных образовательных ресурсов, развитие информационно-образовательного пространства; внедрение электронных услуг, автоматизация управленческих и педагогических процессов;
— совершенствование системы стимулирования педагогов, осуществляющих дополнительное обучение одаренных детей, работающих в инновационном режиме, имеющих высокие качественные показатели;
— совершенствование системы воспитательной работы, обеспечивающей формирование общечеловеческих ценностей, чувства ответственности, нравственной культуры;
— активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
— внедрение системы мер, направленных на поддержку педагогических работников, повышение статуса педагога;
— продолжение работы по качественному улучшению сайтов образовательных учреждений с обеспечением размещения в сети Интернет публичной отчетности и иных информационных материалов образовательного учреждения;
— продолжение работы по выполнению комплекса мероприятий, направленных на укрепление безопасности образовательных учреждений.