Доклад начальника Управления образования на августовском совещании педагогических работников 2013 года «Задачи системы образования Эльбрусского муниципального района в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Уважаемые участники августовского педагогического совета!
В преддверии нового учебного года я хотел поздравить всех присутствующих с наступающими праздниками- Днем знаний, днем Государственности Кабардино-Балкарской Республики. Всем педагогам, всем жителям Эльбрусского района я желаю крепкого здоровья, большого человеческого счастья, мирного неба над головой, творческих успехов.
Сегодня на традиционном педагогическом совете работников системы образования я хочу остановиться на итогах прошедшего учебного года и задачах, стоящих перед педагогами района в связи с вступлением в силу Федерального закона об образовании, учитывая, что основным гарантом устойчивого развития нашего района является повышение качества и эффективности муниципальной системы образования.
В отчетный период в районе, как и в Республике и в стране в целом, происходили активные процессы модернизации всех направлений деятельности учреждений образования.
Деятельность образовательных учреждений района, МУ «Управление образования» в отчетный период осуществлялась в соответствии с действующим законодательством РФ и КБР об образовании.
Образовательные учреждения свою деятельность осуществляли на основании нормативно-правовой базы ОУ : Уставы, локальные акты .
МУ « Управление образования» осуществляет функции по реализации муниципальной политики в области образования, контролю и надзору, в том числе по вопросам опеки и попечительства , а также по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с регламентами.
В районе функционирует целостная многофункциональная система образования, объединяющая лицей, гимназию, прогимназию, 13 общеобразовательных школ, из них12 с правом реализации дошкольного образования, 5 учреждений дополнительного образования. Всего учащихся на конец 2012-2013 учебного года- 3166, воспитанников дошкольных отделений-1540 , в учреждениях дополнительного образования в отчетный период занималось около 3 тысяч детей.
Все образовательные учреждения аттестованы, имеют аккредитацию и лицензии на право ведения образовательной деятельности. В отчетный период 7 общеобразовательных школ успешно прошли очередную аккредитацию.
На высшую квалификационную категорию аттестовано 38 педагогов, на первую-22 чел, на соответствие занимаемой должности- 4 чел.
В целях реализации общефедерального проекта «Модернизация региональных систем общего образования» в 2013 году в районе проведён комплекс мер по модернизации системы общего образования района :
В рамках МРСО за 2013 год размеры средств, выделенных району на модернизацию системы общего образования, составили15588.99 тысяч рублей, в том числе 6000 тыс. рублей на капитальный ремонт МОУ «СОШ» с. п. В-Баксан. Средства, выделенные на реализацию направления –развитие дистанционного образования детей- инвалидов-проекта «Образование», в отчетный период используются эффективно и по назначению. Всего в районе дистанционным обучением охвачено 26 детей. С детьми постоянно поддерживается связь в целях контроля проведения занятий.
Районный ресурсный центр по информационным технологиям в отчетный период провел курсы повышения квалификации для 90 человек, в том числе работников системы здравоохранения района.
Открытость образовательных учреждений общественности и гражданским институтам обеспечивается сайтами образовательных учреждений, которые имеют 100% ОУ района. Из сайта РУО создано единое окно доступа к сайтам школ.
Одним из главных направлений модернизации региональной системы образования является доступное и качественное дошкольное образование. Характеризуя текущее состояние сферы дошкольного образования Эльбрусского района, мы отмечаем, что сегодня наблюдается тенденция как к увеличению численности детей дошкольного возраста, так и охвата детей дошкольным образованием. За последние три года охват детей дошкольным образованием увеличился до 1540 детей, что составляет 73,1% от общего контингента детей от 1,5 до 7 лет.
Важной составляющей доступности дошкольного образования в районе для всех категорий граждан является размер родительской платы- 600рублей за содержание детей в дошкольных отделениях образовательных учреждениях. Оказывается социальная поддержка семьям, имеющих детей -это ежемесячные компенсационные выплаты за детский сад из республиканского бюджета.
Муниципальная система дошкольного образования в районе – это достаточно разветвлённая сеть дошкольных отделений, которые обеспечивают реализацию воспитательно-образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Созданы условия для дошкольного инклюзивного образования, где работа в данном направлении ведётся на уровне федеральной инновационной площадки Ресурсного центра «Особый ребёнок» образовательного учреждения «Лицей№1 им. К. Отарова».
В рамках Федерального проекта развития образования за 2011-2015г.г. по направлению реализации программы «Модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования» система дошкольного образования района стала региональной стажировочной площадкой, что позволило значительно укрепить учебно — материальную базу отдельных учреждений.
Основными направлениями в работе в 2012-2013 учебного года было решение приоритетных задач в сфере развития в районе системы дошкольного образования:
— создание и оснащение дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях и прежде всего, интеграция дошкольного образования в систему общего образования через создание дошкольных групп в школах;
— приведение в соответствие с нормативами количества детей во всех дошкольных группах, увеличение количества ясельных групп для детей до трёх лет;
— повышение качества предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, развитие групп кратковременного пребывания по всем направлениям развития детей.
Социальный статус и профессиональная компетентность руководителя и педагогического работника дошкольного образования значительно выросло – этому способствует рост заработной платы, участие наших педагогов в мероприятиях по повышению квалификации на всех уровнях: районных, региональных и федеральных.
Педагоги дошкольного образования нашего района в прошедшем учебном году по обмену опытом были участниками Всероссийского форума руководителей дошкольного образования(г.Самара), Всероссийских международных конференций по направлению модернизации системы дошкольного образования(г.Ростов-на-Дону, г.Москва), республиканских конференциях и видео-конференции по совершенствованию образовательной программы дошкольного образования и нормативно-правовой базы дошкольного образования, а также были активными участниками региональной переговорной площадки по обсуждению проекта федеральных стандартов дошкольного образования, которая проходила в Эльбрусском районе. Система дошкольного образования стала открытой не только для родительского сообщества, но и для всей районной общественности в целом. Успешно развивается социальное партнёрство. Родители проявляют взаимовыгодную поддержку и понимание в решение многих вопросов развития и функционирования дошкольной системы в районе.
В настоящее время дошкольное образование в соответствии с новым ФЗ «Об образовании», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года становится первой ступенью общего образования. Красной линией пересекаются все ступени образования, образуя единое образовательное пространство. Новые требования и подходы к образовательной деятельности, впереди федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Необходим новый взгляд на организацию образовательной деятельности дошкольного образования, пересмотр многих приоритетов, направлений, нормативно-правовых актов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольных учреждений, а главное, многое должно поменяться и в самом воспитателе.
Перед дошкольным образованием Эльбрусского муниципального района сегодня стоят новые задачи по совершенствованию самой системы — это развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования, обеспечивающие доступность дошкольного образования, совершенствование кадрового потенциала, освоение новых проектов по модернизации дошкольного образования и развитию инновационного движения, укрепление всех форм сотрудничества с родителями, с обществом, с властью.
Среди приоритетов в сфере общего образования – внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который разрабатывается и вводится поэтапно по ступеням образования.
В течение двух лет решались вопросы подготовки к введению и непосредственно введению нового стандарта : кадровые, финансовые, материально- технические.
В прошлом учебном году введены новые стандарты начального общего образования в штатном режиме во всех 17 общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с приказом МОН КБР от 06.04.2012 №417 «Об организации отработки государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на территории муниципальных образований КБР» МОУ «Гимназия №5» и МОУ « СОШ» с. п. Былым являются экспериментальными площадками по апробации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обучение по новому стандарту основного общего образования организовано с сентября 2012 г в 4-х пятых классах, количество обучающихся в них 86.
Образовательный процесс в 5-х классах осуществляют 25 учителей предметников с соответствующим образованием, стажем работы, все учителя, работающие по новым стандартам основного общего образования, имеют высшую и первую квалификационные категорию.
Курсовую подготовку по ФГОС ООО прошли все учителя , информационные технологии в учебном процессе применяют 100% педагогов.
В чём заключается новизна ФГОС для отечественного образования? Прежде всего, осуществится переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной:
• в начальной школе формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
• в основной школе осуществляется самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач
• в старшей школе полученные знания применяются в учебной, проектной и учебно- исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Изменение парадигмы отечественного образования приводит к изменению роли участников образовательного процесса: при традиционной системе учитель транслирует, а ученик получает готовую информацию. При введении ФГОС учитель организует деятельность ученика, а ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации, полученной в ходе самостоятельной работы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трёх систем требований:
требований к результату образования;
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В качестве основного результата образования в Стандарте нового поколения выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В школах района накоплен определенный опыт внедрения ФГОС в начальной школе и в 2 школах- ФГОС основного общего образования. Более подробно на том, как правильно организовать урочную образовательную и действительно воспитывающую внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких формах и содержании это лучше сделать, расскажет в своем выступлении педагог Быллымской школы.
В завершение освещения темы ФГОС хотел бы обозначить ряд проблем:
- Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
- Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дополнительный отдых.
- Финансовое обеспечение реализации ФГОС ООО.
- Посещение курсов учителями, участвующими в эксперименте, осложняет организацию учебного процесса в других классах.
- Дополнительная нагрузка для учителей в связи с проведением открытых уроков, отчётной документации, анкетирования.
Говоря о существенных изменениях , происходящих в стандартах начального общего образования, нельзя не сказать о введении с 1 сентября 2012 года курса « Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах всех общеобразовательных учреждениях.
Курс сложный, его введение было вызвано в связи с процессами, происходящими в обществе, и, следовательно, требовало серьезной подготовки.
18 учителей ( в основном, учителя начальных классов и преподаватели общественных дисциплин) прошли курсы переподготовки в Институте повышения квалификации в г. Нальчике и г. Пятигорске.
Все учащиеся ( 308 чел.) были обеспечены учебными пособиями.
В июне МУ « Управление образования» провело итоговую конференцию по введению нового курса « Через диалог культур- к культуре диалога».
Государственная итоговая аттестация обучающихся является одним из главных показателей качества образования школьников.
Подготовка к проведению ЕГЭ в 2013 году включала в себя нормативное, правовое, организационно- технологическое и инструктивно- методическое обеспечение:
-организовано информирование участников ЕГЭ и их родителей о порядке проведения ЕГЭ и подготовке выпускников;
-сформирована единая база участников ЕГЭ;
— проведены районный и республиканский круглые столы по вопросам проведения ЕГЭ;
— совещания- семинары с организаторами единого государственного экзамена;
— обучены все категории лиц, привлеченных к проведению ЕГЭ: руководители ППЭ, 54 организатора , руководители ОУ, на базе которых открывались пункты проведения ЕГЭ
По результатам обучения проведено тестирование всех категорий задействованных в организации и проведении ЕГЭ с выдачей соответствующих сертификатов. Для отработки механизма проведения ЕГЭ , качественной подготовки выпускников к ЕГЭ проведен пробный экзамен по русскому языку.
В период проведения ЕГЭ было организовано инспектирование членами ГЭК, уполномоченными ГЭК пунктов проведения ЕГЭ, а также общественное наблюдение за процедурой проведения экзамена. Существенных замечаний со стороны контролирующих органов по вопросам подготовки и процедуре проведения ЕГЭ в районе не высказано. Я хочу поблагодарить всех ответственных организаторов ЕГЭ за добросовестную профессиональную работу.
294 выпускника 11 классов успешно сдали ЕГЭ по русскому языку и математике.
ЕГЭ по истории сдали 98 выпускников, ИКТ-14, биологии-59, физике-112,английскому языку-17, химии-42,обществознанию-159,географии-5,литературе-9.
46% выпускников получили по результатам ЕГЭ 70 и более баллов по отдельным предметам, 17% -80 и более баллов, 8% -90 и более баллов.
Среди выбранных предметов приоритетны для выпускников физика, биология, химия, обществоведение.
В МУ « Управление образования» проведен анализ результатов ЕГЭ по всем предметам. Полученная информация позволяет определить различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников и на этой основе выделить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, выявить причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном )общем образовании, нет.
16 учащихся 11 классов награждены золотыми и серебряными ученическими медалями( 14 выпускников- золотыми, 2 –серебряными)
В рамках подготовки к организованному проведению государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов проведена большая работа по изучению нормативно-правовой базы, разработке и обновлению локальных актов, сбору информации и подготовки базы данных на выпускников 9 классов, сдающих экзамены в новой форме..
В форме ГИА ( государственная итоговая аттестация) аттестованы 299 учащихся 9 классов, из них в традиционной форме сдали экзамены по русскому языку и математике 7 учащихся, в новой форме-292 выпускника.
Уважаемые участники совещания!
В последнее время, к счастью, в стране стали понимать, что преподаванию математики в школах, ВУЗах необходимо уделять больше внимание, вернуть былое внимание и уважение к царице наук. Мы помним, что математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Сегодня ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе, воспитанию учения и находить свое место в жизни.
Целью современного математического образования является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей в обществе.
Главный принцип концепции математического образования в школе состоит в реальном осуществлении в методической системе обучения математике двух генеральных функций школьного математического образования: 1) образование с помощью математики; 2) собственно математическое образование.
Реализация концепции математического образования и, прежде всего, решение задачи повышения интеллектуального уровня общества, поддержания и развития научного потенциала страны требуют соответствующего учебного времени.
Тревожным сигналом, говорящим о проблемах в математическом образовании в ОУ района, является:
— трудности с формированием математических классов;
— отсутствие победителей всероссийской олимпиады школьников по математике.
В существующих государственных программах и учебниках имеется существенный недостаток. В большинстве из них отсутствуют современные математические идеи. Слабо отражена стохастическая линия. Мало уделяется внимание логическим методам, не создаётся представление о математике как о единой науке.
В школьном курсе математики изначально не заложена системная работа с освоением всех этапов математического моделирования. Большой акцент делается на работу с уже готовыми моделями. Соответственно, задачи, в которых требуется эту модель построить самостоятельно, вызывают у выпускников особые затруднения.
Ключевым элементом системы математического образования является математик – педагог.
Важным элементом, поддерживающим престиж математики и интерес к ней в обществе, формирующей мотивацию учащихся, обеспечивающей выявление наиболее перспективных – это математические соревнования школьников.
Обучение на уроках математики искусству решать задачи предоставляет благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного уровня склада ума, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли.
Математика при соответствующей организации обучения учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера. Именно поэтому математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.
Я надеюсь, что на районном заседании учителей математики более детально будет изучен проект концепции математического образования и применительно к школам нашего района будут приняты методические рекомендации.
Обсуждаемая в стране концепция всероссийского физкультурного спортивного комплекса предполагает развитие физической культуры и спорта, которое является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, , укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
Цель комплекса-повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния , уровня жизни людей, воспитания в людях потребности вести здоровый образ жизни.
Словом, все основные принципы и задачи Концепции направлены на человека, а в системе образования- на ребенка, на укрепление его физического и нравственного здоровья. Первые шаги в этом направлении сделаны: введен третий час в учебный план по физкультуре, укреплена материальная база школ инвентарем и спортивным оборудованием, но этого явно недостаточно. Необходимо, кроме решения вопросов материально-технической базы, решать вопросы питания детей на более качественном уровне, воспитывать в детях желание быть здоровыми и счастливыми, решать кадровые вопросы и др.
Важнейшими задачами образовательной политики являются формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей , создание условий для их развития.
В мероприятиях различных уровней, направленных на выявление одаренных детей, дальнейшее развитие их потенциала , участвовали в отчетный период около 2500 учащихся ОУ района. Во всероссийской олимпиаде школьников участвовали 756 детей 7-11 классов.
Уважаемые участники совещания! Одним из важных вопросов организации образовательного процесса является обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями. К сожалению, прописанный в законе об образовании ( статья 35) принцип бесплатного предоставления обучающимся в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий не подтвержден финансово. Дотационные регионы, в том числе Кабардино-Балкарская Республика, не в состоянии обеспечить бесплатными учебниками всех обучающихся.
С прошлого года отмечается положительная динамика. По районам выделяются определенные суммы на приобретение учебников для детей из малоимущих семей. В этом году из федерального и республиканского бюджетов выделено на район 2млн.493 тыс. руб. Приобретением учебников занимается министерство образования и науки КБР. Школы предоставили списки учащихся. В ближайшее время мы ждем поступления учебников в общеобразовательные учреждения.
В районе проводится акция « Подари учебник школе». К сожалению, родители не отличаются активностью, но имеют место и недоработки со стороны администраций и педагогов школ. Я просил бы работу по проведению акции усилить и сделать ее постоянно действующей.
Одним из ключевых введений законодательства в сфере образования стало признание приоритетности роли воспитания на всех уровнях образования, что является взвешенным и необходимым государственным решением.
В районе воспитательную работу курируют 17 заместителей по воспитательной работе, 19 социальных педагога , 15 психологов и 214 классных руководителей.
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в 2012-2013учебном году были: нравственное, правовое, патриотическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое воспитание. В образовательных учреждениях района в течение учебного года продолжалась работа по реализации Комплексной целевой Программы «Формирование личности гражданина и патриота в Эльбрусском муниципальном районе» на 2011-2015 годы, комплексной целевой программы «Здоровый ребенок Эльбрусского района» на 2012-2016г.г. В рамках данных программ были организованы и проведены различные мероприятия.
Большая патриотическая работа проводится на базе школьных музеев.
В настоящий момент имеются музеи в 8 образовательных учреждениях. Школьные музеи имеют комплексные целевые программы по патриотическому воспитанию, активно сотрудничают с ветеранскими организациями.
Образовательные учреждения активно участвуют в конкурсах, акциях патриотической направленности. Через образовательные учреждения организовано шефство над памятниками погибших воинов в Великой Отечественной войне.
Во всех образовательных учреждениях созданы Советы профилактики и наркологические посты, которые работают в тесном контакте с КДН, ПДН. В каждом образовательном учреждении разработана система мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактическая работа ведется через уроки, факультативы, внеклассные мероприятия. Традиционными стали «Недели и Декады правовых знаний». К проведению мероприятий привлекаются сотрудники РОВД, КДНи ПДН, прокуратуры.
В образовательных учреждениях района проводятся различные мероприятия по реализации Целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Эльбрусском муниципальном районе на 2011-2013 годы», утвержденной решением 34/4 сессии Совета местного самоуправления и комплексная целевая программа «Формирование личности гражданина и патриота в Эльбрусском муниципальном районе» на 2010-2015 годы.
Ежегодно проводится районный месячник по профилактике наркомании и алкоголизма.
В рамках Всероссийской антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей» в мае 2013г. был организован и проведен семинар с педагогами образовательных учреждений района выездной межведомственной рабочей группой МОН КБР по профилактике наркомании.
В октябре- ноябре 2012 года проведен традиционный месячник по профилактике наркомании и алкоголизма, Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», в рамках которого проводятся различные мероприятия. Формы самые различные, (конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, сценариев, видеопрезентаций, агитбригад). Завершился месячник большим массовым мероприятием районного уровня с подведением итогов. В Доме культуры с.Кенделен проведено мероприятие с участием всех школ села «Как прекрасен этот мир» в 2012г, на котором были подведены итоги конкурсов по профилактике наркомании и алкоголизма( рисунков, плакатов, презентаций и агитбригад). На мероприятии присутствовали работники КДН, редакции «Эльбрусские новости» и управления образования.
Однако профилактика наркомании не всегда носит системный характер. Многие профилактические программы на местах, разрабатываются и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки, что негативно отражается на результатах их выполнения.
Ситуация усугубляется тем, что еще не сложилась система комплексной подготовки соответствующих специалистов, нет возможностей организации повышения квалификации педагогов в данном направлении. Также отсутствие врача – нарколога при проведении медицинских осмотров допризывной молодежи в учебных заведениях и нежелание учащихся старших классов участвовать в добровольном тестировании на предмет немедицинского употребления наркотиков снижают эффективность проводимых профилактических мероприятий, препятствуют борьбе с распространением наркомании среди молодежи.
Учащиеся общеобразовательных учреждений района в течение года принимали активное участие в различных мероприятиях школьного, районного и республиканского уровней, проводимых совместно с РОВД, КДН,ПДН.
Так, был проведен районный этап Республиканского профилактического конкурса «Рыцари закона» совместно с ОМВД КБР по Эльбрусскому районуЦелью конкурса было патриотическое воспитание молодежи, профилактика наркомании, алкоголизма, противодействие терроризму и экстремизму. Заключительный этап конкурса (конкурс агитбригад, презентаций) прошел в ДК им.К.Кулиева с участим 9-ти школ района. Команда МОУ «СОШ» с.п.Эльбрус, занявшая первое место в районе стала участником Республиканского этапа конкурса и заняла 3-е место.
В Эльбрусском муниципальном районе функционируют 5 учреждений дополнительного образования:
-МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества им.М.Мокаева» г.Тырныауза;
-МОУ ДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий
(юных туристов)»гюТырныауза;
-МОУ ДОД «Центр детско-юношеский»(Картинг) г.Тырныауза;
— МОУ ДОД «Специали зированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» с.Кенделен;
-МОУ ДОД «Специали зированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»г.Тырныауза;
В МОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» направление деятельности – греко-римская борьба, спортивная гимнастика, плавание, футбол, баскетбол, горные лыжи, легкая атлетика, бокс.
-МОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» с.Кенделен -направление деятельности-бокс.
Центр детско- юношеский (Картинг)- одно из немногих сохранившихся в КБР и стабильно развивающееся учреждение, в котором дети обучаются по 4 направлениям: картинг, стрельба из пневматической винтовки, велоспорт и мотокросс.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «СДЮТиЭ (юных туристов)» Эльбрусского муниципального района ведет образовательную деятельность по туристско-краеведческой направленности.
От МОУ ДОД ЦРТДиЮ» им.М.Х.Мокаева работают три клуба по месту жительства: спортивно– технический «Метеор»; художественно – эстетический «Фантазия»; художественно – эстетический «Орленок». Так же в целях расширения сферы образовательных услуг, создания современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей Эльбрусского муниципального района занятия ведутся на базе образовательных учреждений района .
Все учреждения дополнительного образования муниципальные.
Услугами дополнительного образования в Эльбрусском муниципальном районе пользуются более 2888 детей, что составляет 86% от общего числа учащихся района. Обучение бесплатное. Отказов в приеме на обучение не было.
В течение учебного года велась совместная работа учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями. На базе общеобразовательных учреждений от учреждений дополнительного образования открыты и функционируют спортивные секции, кружки декоративно-прикладного творчества, туристического и краеведческого направления:
Воспитанники учреждений дополнительного образования детей в течение года участвовали в различных конкурсах районного и республиканского уровней и показали хорошие результаты. Используя многообразие форм проведения мероприятий, педагоги Станции помогают детям найти свое место в социуме.
Отдел опеки и попечительства МУ « Управление образования» проводит в пределах своей компетенции профилактическую работу с несовершеннолетними детьми- сиротами либо оставшимися без попечения родителей или законных представителей. Осуществляются меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Систематически ведется работа по правовому воспитанию подопечных и их опекунов, регулярно проводятся плановые проверки жилищно- бытовых условий подопечных, усыновленных. Особое внимание уделяется профилактике жестокого обращения с детьми, а также выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 июля 2013 года на учете:
под опекой и попечительством-93 ребенка в возрасте до 18 лет, из них в отчетный период-19 детей.
из них ежемесячные денежные выплаты получают 64 ребенка( 5275 руб.).
В отчетный период усыновлено 4 ребенка.
Родительских прав лишены 4 родителя.
Уважаемые коллеги! Основной задачей системы образования должно стать формирование комфортной развивающей среды для обучающихся и соответствие потребностям реального сектора экономики региона. Принятый в этом году федеральный закон об образовании ставит во главу угла именно качество обучения — подготовку социализированного, конкурентоспособного и успешного в жизни выпускника. Финансирование образовательных учреждений будет осуществляться исходя из реализуемых программ и результатов обучения. Вся система образования будет стандартизирована. Выпускника нужно готовить таким образом, чтобы после окончания учебы он мог сразу приступить к работе, и его не пришлось переучивать. Стандартизация коснется не только общего , но и дошкольного образования. Соответствующие нормативные акты в соответствии с новым законом об образовании вступят в силу уже с нового года. И, следовательно, речь пойдет о подготовке кадров, которые смогут реализовать все основные принципы закона.,
Для достижения новых целей педагоги должны активнее осваивать новые образовательные технологии, прежде всего информационные. Современные учащиеся лучше воспринимают визуальную информацию, видеоряд, нежели текст. Они быстро находят информацию, предпочитают игровые формы получения знаний, любят сразу получать поощрение. Это не плохо и не хорошо — это факт. На первый план выходит не передача знаний от учителя ученику, а навигация последнего среди множества источников информации.
Отчасти с этой тенденцией связано и внедрение электронных гаджетов как альтернативы традиционным бумажным учебникам. Федеральное министерство сейчас обсуждает возможность введения такого термина — электронный учебник. Может быть, замена бумажных учебников электронными может решить проблему обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками. Книги будут только дорожать, у них короткий срок службы, и в конечном счете цифровые гаджеты окажутся выгоднее. Вопрос сложный, надо думать и обсуждать.
Уважаемые педагоги! В заключение своего доклада я хотел бы сформулировать стоящие перед системой образования Эльбрусского муниципального района следующие задачи :
— обеспечение неотъемлемого конституционного права каждого ребёнка на образование;
-повышение качества общего образования;
— внедрение современных информационных технологий
— продолжение работы по развитию традиционных, альтернативных, вариативных форм дошкольного образования, активизация процессов внедрения программ воспитания и обучения нового поколения;
— усиление работы по выявлению и поддержке одарённых детей, продолжение внедрения инновационных, в том числе дистанционных, форм работы
— Развитие и совершенствование творческого потенциала учащихся через систему олимпиадного движения, участия в конкурсах, научных конференциях, социально-значимых проектах.
-Повышение качества подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации во всех школах района.
-Развитие кадрового потенциала образовательных учреждений, повышение квалификации педагогов в условиях новой формы аттестации, внедрение современных технологий воспитания и обучения.
— Продолжение работы по оптимизации штатных расписаний образовательных учреждений и оптимизации нагрузки учителей.
-. Создание условий для привлечения в образовательные учреждения молодых педагогов.
— Повышение эффективности гражданского и духовно-нравственного воспитания детей, развитие взаимодействия с общественностью по вопросам предупреждения негативных явлений в детской и подростковой среде
— Внедрение комплексного подхода к оздоровлению детей и формированию привычек здорового образа жизни.
— повышение роли дополнительного образования в воспитании и создании благоприятных условий для развития творческого потенциала детей и подростков. Необходимо сохранить и развить систему внешкольной работы, усилить её направленность на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечение их полезной внеурочной занятости;
— развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— продолжение работы по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, развитию инфраструктуры и ресурсному обеспечению системы образования Эльбрусского муниципального района.
В заключение, уважаемые коллеги и приглашенные, я хочу еще раз поздравить всех нас с наступающим днем знаний, днем Государственности нашей родной республики. Счастья вам, крепкого здоровья, сил, терпения, воодушевления для решения важнейших задач, стоящих перед современным образованием!
Спасибо за внимание!