Доклад начальника Управления образования на августовском совещании педагогических работников 2017 года «Перспективы развития системы образования Эльбрусского муниципального района: новые стандарты, новые возможности, новая ответственность»
Добрый день, уважаемые участники и гости августовского совещания!
Накануне нового учебного года я приветствую всех собравшихся в этом зале – тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. Примите самые искренние поздравления и пожелания доброго здоровья, хорошего настроения, новых творческих идей и успехов.
Ежегодная встреча единомышленников на августовской педагогической конференции дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.
Образование – важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности.
Социально-экономическое развитие современного общества основывается на постоянном обновлении технологий, ускоренном освоении инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.
Важной жизненной ценностью является получение качественного образования как основы для формирования конкурентоспособной на рынке труда личности.
Уважаемые коллеги!
Развитие системы образования Эльбрусского района осуществляется в соответствии с Законом об образовании, направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования, в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации, другими нормативными документами.
Я предлагаю более подробно рассмотреть уровни и звенья нашей системы образования, отметить основные достижения прошлого года и обозначить задачи развития в новом учебном году. Анализ деятельности муниципальной системы образования по традиции начнем с дошкольного образования.
В Эльбрусском районе создана многофункциональная муниципальная система дошкольного образования, где успешно реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение шаговой доступности и соблюдение прав ребёнка на получение бесплатного дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу, путём расширения сети дошкольных образовательных учреждений и внедрения вариативных форм дошкольного образования.
Основные показатели эффективности развития муниципальной системы дошкольного образования отражены в «Плане мероприятий «дорожная карта» эффективности развития образования в Эльбрусском муниципальном районе на 2013-2018 гг.».
В Эльбрусском муниципальном районе обеспечена 100% доступность бесплатного дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Количество детей в дошкольных отделениях образовательных организаций – 1724 ребёнка.
По данным муниципальной информационной системы «Электронный детский сад» на получение услуг дошкольного образования в Эльбрусском муниципальном районе зарегистрировано 205 детей дошкольного возраста, которым 1 сентября 2017 г. будут выданы направления в дошкольные отделения образовательных учреждениях.
Удовлетворены запросы родителей, имеющих детей раннего возраста, на предоставление услуг дошкольного образования по присмотру и уходу детей раннего возраста. В дошкольных отделениях образовательных учреждений функционирует 75 дошкольных групп, из них 17 групп раннего возраста.
Обеспечена шаговая доступность к получению бесплатного дошкольного образования с 3 лет до 7 лет детям с особыми потребностями в образовательных учреждениях, в т. ч. через вариативные формы дошкольного образования. Создан банк данных по учёту детей-инвалидов дошкольного возраста, для данной категории детей функционирует сетевая вариативная форма дошкольного образования – Ресурсный центр «Особый ребёнок» МОУ «Лицей № 1» г. п. Тырныауз, который посещают 35 детей.
В рамках реализации мер по модернизации муниципальной системы дошкольного образования за 2013-2016 гг. на создание 225 дополнительных дошкольных мест за три года было привлечено из федерального, регионального и муниципального бюджетов 10.949 млн. рублей.
Реализованы меры по возврату в оперативное управление системы образования раннее переданных учреждений, зданий и помещений под реализацию программ дошкольного образования: ДО МОУ «СОШ» с.п. Былым, МОУ «СОШ» с.п. В.Баксан, МОУ «Лицей № 1».
В рамках модернизации региональной системы дошкольного образования в с.п. Терскол и в с.п. Кёнделен согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в образовательных учреждениях Эльбрусского муниципального района, направленные на повышение эффективности системы образования» на 2013-2018 г.г. необходимо строительство типовых дошкольных учреждений в соответствии с требованиями СанПин, т.к. дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет в настоящее время получают услуги дошкольного образования в приспособленных помещениях.
В 2017 г. благодаря администрации района изысканы финансовые средства в сумме 250 000 руб. на составление сметы строительства типового детского сада на 220 мест в с.п. Кёнделен.
В Эльбрусском муниципальном районе в 2017 г. в целях предоставления качественного дошкольного образования, в т. ч. детям раннего возраста от 1 до 3 лет, планируется реализация мер по расширению альтернативных форм получения дошкольного образования за счёт развития частно-государственного партнёрства в сфере дошкольного образования, это открытие частного детского сада.
Качественными показателями муниципальной системы дошкольного образования за 2016-2017 учебный год являются:
– 100% обеспечение бесплатным дошкольным образованием детям с 3 до 7 лет, что составляет 84,4%, в т. ч. дети раннего возраста 28,3%;
– повышение профессиональных компетенций и образовательного ценза педагогического и руководящего звена дошкольных отделений на 100%, в соответствии с требованиями педагогического стандарта, это курсы повышения квалификации – 65 педагогов, профессиональная переподготовка – 5 педагогов, аттестация на 1 и высшую квалификационную категорию – 18 педагогов;
– развитие инновационных практик в рамках межрегионального сотрудничества и взаимодействия по обеспечению качественного дошкольного образования всем детям, в т. ч. детям с ограниченными возможностями здоровья – это активное участие педагогов в семинарах, конференциях, круглых столах, дискуссионных площадках, тренингах, стажировках, конкурсах и других мероприятиях по обмену опытом на всех уровнях;
– формирование предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования путём укрепления материально-технической базы в образовательных учреждениях;
– обеспечение здоровьесберегающей среды для физического развития дошкольников и укрепления здоровья детей – стабильно функционируют два бассейна: ДО «Гимназия № 5» и ДО «СОШ № 3» г. п. Тырныауз;
– активное включение родительского сообщества и общественности в жизнедеятельность дошкольных отделений образовательных учреждений, участие в образовательных мероприятиях, направленных на объединение местного сообщества в поддержку детства;
– включение муниципальной системы дошкольного образования в межрегиональные сетевые проекты по трансляции и обмену передового опыта работы, изучению современных инновационных технологий и практик дошкольного образования с привлечением педагогов-специалистов высокого уровня г. Энгельса Саратовской области, г. Москвы, Санкт-Петербурга.
С 1 сентября 2017 года ФГОС дошкольного образования переходит штатный режим работы. В настоящее время имеется ряд вопросов по совершенствованию современной муниципальной системы дошкольного образования, отвечающей новым требованиям законодательства и нормативно-правовым актам, ФГОС дошкольного образования, которые требуют особого подхода и решения:
– совершенствование предметно-развивающей среды, использование свободных площадей для двигательной активности детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внедрение ИКТ в образовательную среду дошкольных учреждений образовательных учреждений через подключение интернета;
– развитие современных форм системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в целях формирования управленческой педагогической культуры, этики, имиджа, повышения образовательного ценза в соответствии с педагогическим стандартом;
– освоение и внедрение в педагогическую практику образовательные программы, ориентированные на ребёнка, развивать практику работы с одарёнными детьми, обеспечивая успешность каждому ребёнку;
– предоставление многообразия услуг и форм дошкольного образования через вариативные и альтернативные формы: частный детский сад, группы кратковременного пребывания, группы выходного дня, центры развития детей, в целях предоставления родителям широкого спектра образовательных услуг дошкольного образования и увеличения охвата детей дошкольного возраста, в т. ч. и детей раннего возраста;
– обеспечение качественного медицинского обслуживания в целях сохранения здоровья воспитанников, путём создания необходимых ресурсных условий для осуществления комплексной оздоровительно-профилактической работы в дошкольных отделениях, обеспечения безопасности детей (приобретение современного медицинского оборудования, организация качественного питания, витаминизация, оздоровление детей, оборудование игровых площадок);
– принятие участие на условиях софинансирования в реализации Государственной программы «Развитие региональных систем дошкольного образования на 2011-2020 гг.», а также и в других федеральных, региональных программах, направленных на совершенствование и развитие муниципальной системы дошкольного образования (строительство детских садов в с.п. Кёнделен, п. Терскол).
Все обозначенные выше предложения требуют тщательного анализа для спланированного подхода и их решения в следующем учебном году.
Уважаемые коллеги!
Общему образованию всегда уделялось и уделяется повышенное внимание. Деятельность организаций направлена на модернизацию системы общего образования, цель которой – повышение качества и доступности образования.
В преддверии прошлого учебного года была проведена реорганизация образовательных организаций района, и уже второй год в системе образования функционирует 14 общеобразовательных организаций, 16 дошкольных отделений при них и 3 учреждения дополнительного образования детей.
Организация подготовки и проведения ГИА в 2017 году осуществлялась в полном соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение ГИА.
Издана необходимая нормативная правовая база для организованного проведения государственной итоговой аттестации на муниципальном уровне: распоряжение местной администрации от 09.02.2017 г. № 12 «О создании межведомственной комиссии (рабочей группы) по организации и проведению ГИА в Эльбрусском муниципальном районе в 2017 году», составлен и реализован план работы рабочей группы, приказы и распоряжения МУ «Управление образования».
В общеобразовательных организациях в общедоступных местах расположены стенды, уголки, посвященные государственной итоговой аттестации, на которых размещены все необходимые нормативно – правовые и информационные материалы.
Во всех общеобразовательных организациях района проводилось в течение учебного года тренировочное тестирование по русскому языку и математике с целью выявления фактических знаний обучающихся и с целью отработки навыков заполнения экзаменационных бланков.
Проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг. Более того, в 2016-2017 учебном году проведена акция «ЕГЭ для родителей», в которой приняли участие около 30 родителей выпускников. Проведение акции было освещено в районной газете «Эльбрусские новости».
Выпускники 9, 11 классов, педагоги, родители принимали участие в видеоконференции, проведенной министерством образования, науки и по делам молодежи КБР, а также в вебинарах по теме государственной итоговой аттестации выпускников.
С целью подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов в 2016-2017 учебном году проведено 3 районных собрания с участием выпускников, их родителей, представителей учебных заведений Республики.
В соответствии со сроками, установленными Рособрнадзором РФ, была сформирована база на выпускников, сдающих ЕГЭ с указанием предметов по выбору учащихся и дат проведения экзаменов.
В районе в период проведения государственной итоговой аттестации функционировала 5 пунктов проведения экзаменов: пункт проведения ЕГЭ для выпускников 11 классов на базе МОУ «Гимназия № 5», пункт проведения ГВЭ (для выпускников 11 классов с ограниченными возможностями здоровья) на базе МОУ «СОШ № 3», пункт проведения ОГЭ для выпускников 9 классов на базе МОУ «Лицей № 1», МОУ «СОШ № 4» с. п. Кенделен, пункт проведения ГВЭ (для выпускников 9 классов с ограниченными возможностями здоровья) на базе МОУ «СОШ № 6». В экзаменационной кампании было задействовано 5 руководителей ППЭ, около 130 организаторов, технических специалистов, которые обеспечили проведение государственной итоговой аттестации на должном уровне. Все они были участниками обучающих семинаров, прошли итоговое тестирование, получили удостоверения организаторов ГИА, были предупреждены о возможности привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с федеральным законодательством и подписали листы ознакомления.
В связи с тем, что в текущем году экзаменационные материалы печатались в аудиториях проведения ЕГЭ, проведена большая работа по обучению организаторов в аудиториях, техническому оснащению аудиторий.
В соответствии с расписанием ЕГЭ в 2017 году из 12 экзаменов 6 проводились в ППЭ г. о. Нальчик, что повлекло за собой дополнительные сложности по доставке детей и, самое главное, негативно повлияло на психофизическое состояние выпускников, т. к. им, особенно выпускникам верхних школ, пришлось проехать до 150 км до места сдачи ЕГЭ.
Активное наблюдение обеспечивали федеральные общественные наблюдатели, которых на каждом экзамене было не менее 5 человек.
Слаженно и оперативно отработали сотрудники «Ростелекома», которые устанавливали и обеспечивали бесперебойную работу компьютерной техники, сети «Интернет», представители прокуратуры, сотрудники отдела внутренних дел, обеспечивающие общественную безопасность в период экзаменационной кампании и дежурство в пунктах проведения ГИА.
В период проведения экзаменов были использованы стационарный и переносные металлодетекторы, которыми обученные организаторы ГИА проверяли выпускников на предмет проноса гаджетов, в частности, мобильных телефонов.
Были предусмотрены и приняты меры по проведению ГИА в режиме нештатных ситуаций.
Расходы, связанные с проведением ГИА, были в полном объеме, в соответствии со сметой, профинансированы местной администрацией.
Организация и проведение экзаменов находились под постоянным контролем руководителей администрации, надзорных органов.
В целом экзаменационная кампания прошла спокойно, что было отмечено и уполномоченными ГЭК, и общественными наблюдателями.
Вместе с тем работы 4 выпускников по русскому языку и математике аннулированы за использование телефонов (1 работа – на ППЭ в Гимназии № 5 г.п. Тырныауз, 3-во время пересдачи в г.о. Нальчик).
По состоянию на 10 августа 2017 года из 168 выпускников 11 классов, участвовавших в итоговой аттестации, 7 выпускников не получили аттестаты о среднем общем образовании.
Пересдавать ЕГЭ по русскому языку и математике выпускники общеобразовательных организаций, не получившие аттестаты о среднем общем образовании, будут в дополнительный сентябрьский период.
29 выпускников общеобразовательных организаций района награждены ученической медалью «За особые успехи в учении».
Государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования в Эльбрусском муниципальном районе проходили 246 обучающихся (10 из них обучающиеся ГКОУ «ОШИ № 7»).
В форме ОГЭ аттестацию проходили 240 обучающихся. В форме ГВЭ аттестацию проходили 6 обучающихся.
Каждый обучающийся должен был сдать 4 экзамена – два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору. В 2017 году в отличие от 2016 года результат каждого экзамена влиял на получение аттестата.
На все экзамены материал доставлял уполномоченный ГЭК. Доставку материалов в РЦОИ осуществлял руководитель ППЭ.
На всех экзаменах присутствовали федеральные общественные наблюдатели.
В целях создания условий для безопасности обучающихся в ППЭ было организованно дежурство полиции.
Все экзамены были начаты своевременно и прошли без замечаний. Все обучающиеся 9 классов сдали все экзамены и получили аттестаты об окончании основного общего образования.
Всесторонний анализ результатов ЕГЭ (мониторинг представлен вам в презентации) позволяет, в том числе, объективно оценить уровень подготовки выпускников 11 классов, качество образования, эффективность образовательного процесса в районе. Результаты ЕГЭ текущего года показали, что необходимые усилия со стороны методической службы района, профессиональная переподготовка учителей русского языка и математики, изменение форм и технологий преподавания, дополнительные занятия с выпускниками дали хороший результат, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время меняется философия образования: не человек выстраивается под систему, а система – под потребности ребёнка.
Таким образом, одним из основных направлений деятельности педагогических коллективов школ, методических объединений учителей должна и в будущем учебном году стать разработка практических шагов по повышению качества подготовки выпускников и обсуждению изменений, которые планируются в организации и проведении единого государственного экзамена в 2018 году.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга качества образования», распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении графиков проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2016-2017 годы», письмами Федеральной службы по надзору в сфере образования «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2017 году», в учреждениях образования Эльбрусского муниципального района проведены с 18 апреля по 18 мая 2017 года проверочные работы.
У обучающихся 4-х классов в штатном режиме мониторинг проведен по русскому языку в двух частях, математике, окружающему миру.
У обучающихся 5-х классов в штатном режиме мониторинг проведен по русскому языку, математике, биологии, истории.
Для обучающихся 10–х классов в режиме апробации мониторинг проведен по географии.
Для обучающихся 11–х классов в режиме апробации мониторинг проведен по географии, биологии, химии, физике, истории. Результаты проверочных работ отражены в таблицах (на экране).
Показателем результативности труда педагога, коллектива школы являются также участие в районных, региональных, всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах, трудоустройство выпускников.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога – профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Педагог в современной школе уже не претендует на обладание монополией знаний. В настоящее время ученики имеют возможность сами найти нужную информацию. Всё это, безусловно, задаёт вектор тех серьезных системных изменений, которые происходят в сфере образования, в т. ч и в нашем муниципальном образовании.
В методической работе, направленной на повышение квалификации педагогов, значительную роль играют районные методические объединения, работа которых содействует созданию благоприятной среды для обмена информацией, опытом профессионального роста. Сеть районных методических объединений была представлена в 2016-2017 учебном году 21 районным объединением педагогов, которые возглавляли учителя-профессионалы, имеющие большой опыт работы. Работа РМО велась в соответствии с планом работы на учебный год. Основная деятельность была направлена на знакомство и внедрение новых федеральных образовательных стандартов.
Одной из основных задач аттестации является повышение эффективности и качества деятельности учителей. В нашем районе доля педагогов, имеющих первую (86) и высшую (192) квалификационную категорию 278, что составляет 58 %.
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – “вживания” в профессию. Для успешной адаптации молодых специалистов организовано наставничество в образовательных организациях.
Важным направлением деятельности, обеспечивающим профессиональный рост педагогов, является организация и проведение различных конкурсов. Они также служат способом выявления и развития профессионального творческого потенциала, используются для обобщения и выявления лучшего педагогического опыта и результативности работы.
Отдельные учителя, к сожалению, их недостаточно, приняли участие в республиканских конкурсах профессионального мастерства. Так, учитель начальных классов МОУ «СОШ» с.п. Былым Кудаева Индира Сафаровна приняла активное участие в республиканском этапе конкурса «Учитель года России 2017», МОУ «СОШ № 1» с.п. Кенделен стали призерами республиканского конкурса «Родной язык – душа моя, мой мир». Газаева Аслижан Сюттюновна награждена дипломом за первое место в номинации «Лучший учитель родного языка и литературы, использующий инновационные методы и формы обучения», Теппеева Рая Жамаловна награждена дипломом за первое место в номинации «Лучший мастер – класс, демонстрирующий взаимосвязь языков на основе диалога культуры», Жабелова Зухра Магомедовна награждена дипломом за сохранение историко-культурного наследия балкарцев.
В целях сохранения и развития языкового и культурного разнообразия, воспитания чувства принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитания патриотизма, толерантности, развития речи, памяти, мышления, ораторского искусства, раскрытия талантов школьников проведен районный фестиваль «Язык материнский, как сладостен ты!», где приняли участие 13 школ района. В программу фестиваля входили выставка народных ремесел, традиционных национальных блюд, хореографические и музыкальные номера, демонстрация национальных обрядов, а самые маленькие участники фестиваля играли в кукольный театр.
Приняли активное участие в межрайонном фестивале, посвященном 60-летию национальной автономии балкарского народа «Мы единством и братством сильны!», который проходил в г.п. Чегем I.
Курсы повышения квалификации по различным направлениям прошли 297 педагогических работников, курсы профессиональной подготовки – 3 чел.
Проблемы кадрового обеспечения отрасли определяют необходимость реализации следующих мер: повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений; развитие мер поддержки молодых и ориентированных на инновационную и творческую работу педагогов; отработка новых механизмов стимулирования качественного педагогического труда; заключение с педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений эффективных контрактов, в которых установлена зависимость оплаты их труда от качества и количества выполненной работы.
Приятно отметить и поздравить те образовательные учреждения, которые стали не только участниками конкурсов, событий в 2016-2017 учебном году, но и победителями:
– Победители Президентского гранта 2017 года – Федеральные инновационные площадки МОУ «СОШ № 2», директор Гулиев Ханафи и МОУ «Лицей № 1 им. К.С. Отарова», директор Лихов Мухамед г. Тырныауз в межрегиональном проекте совместно с ФИП образовательных учреждений г. С-Петербурга и г. Энгельса Саратовской области, участниками межсетевой «Эльбрусской переговорной площадки».
– Победитель Всероссийского конкурса грантов и стипендий развития дошкольного образования им. Льва Выготского «Рыбаков Фонд», участник «Летней школы» «Рыбаков Фонда» в г. Москве – Моллаева Зарета, ведущий специалист управления образования администрации Эльбрусского района, руководитель Ресурсного центра «Особый ребёнок» МОУ «Лицей № 1 им. К.С. Отарова» г. Тырныауз.
– Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатели России – 2017» – Хаконова Юлия, воспитатель дошкольного отделения № 6 МОУ «Лицей № 1 им. К.С. Отарова».
Управление образование Эльбрусского муниципального района совместно с департаментами образования г. Энгельса Саратовской области, г. Москвы в рамках сотрудничества и взаимодействия гражданских и общественных институтов для создания единого открытого образовательного пространства разработали межсетевой социально-образовательный проект «Образование для всех», первые события реализации проекта успешно прошли в прошедшем учебном году.
В отчетный период проведена большая работа по реализации майских указов Президента РФ.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» проделана большая работа по оптимизации штатов образовательных организаций, систематически проводятся совещания с ответственными за реализацию майских Указов Президента РФ, ежемесячный мониторинг движения заработной платы работников бюджетной сферы. Ориентиром для повышения заработной платы являются средняя заработная плата по экономике в КБР и обязательства «дорожной карты».
Средняя заработная плата педагогических работников общего образования
по району составила 19 926 рубля, процент исполнения индикативного показателя 103,3 %.
Средняя заработная плата работников дошкольного образования составила 18 284 рублей, процент исполнения индикативного показателя 100,6%.
Средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования 17 265 руб., процент исполнения индикативного показателя – 87%.
Концепция математического образования своевременна и актуальна, выступает как механизм повышения качества образования, уровня массовой математической культуры населения, развития науки и техники. Важными элементами в ней, несомненно, являются преемственность дошкольного и школьного математического образования, система подготовки, повышения квалификации и аттестации учителей математики, работа с одаренными детьми по повышению математической грамотности.
В своей деятельности учителя математики и в целях реализации Концепции в ОО используют условия, которые созданы по требованиям ФГОС второго поколения в преподавании математики.
Для обеспечения отсутствия пробелов в базовых знаниях обучающихся применяются современные технологии образовательного процесса, в том числе и информационно-коммуникативные технологии. Имеются в ОО Эльбрусского района интерактивные доски, практически все школьные математические кабинеты оснащены компьютером с выходом в Интернет.
Исходя из потребностей школьников, разрабатываются и внедряются внеурочные курсы, направленные на более углубленное изучение предмета и организацию исследовательской деятельности с учащимися.
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР от 27.02.2017 г. № 240 и в рамках реализации Концепции математического образования на базе ГБОУ «ДАТ «Солнечный город» г. Нальчик 19.03.2017 г. была проведена открытая олимпиада школьников по математике «Солнечный город». От Эльбрусского муниципального района на олимпиаду были направлены 38 человек из 8 школ.
По итогам проведения олимпиады победителем стала обучающаяся 6 класса Скребцова Дарья Романовна (МОУ «Гимназия № 5» г. п. Тырныауз). Призерами олимпиады стали обучающиеся шестого класса Атакуева Алина (МОУ «Гимназия № 5» г. п. Тырныауз) и Хочуев Сафар (МОУ «СОШ имени А. М. Ахматова» с. п. Былым).
Участниками республиканского семинара «Реализация концепции математического образования в КБР», который был проведен 27.01.2017 г. стали 11 учителей математики района и 2 методиста ДОУ.
Одним из непременных условий повышения качества образования является поэтапное введение Федеральных государственных образовательных стандартов.
В общеобразовательных организациях обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего образования: кадровых, финансово – экономических, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических.
По ФГОС нового поколения обучаются учащиеся 1-4 классов, в 2015-2016 учебном году был введен ФГОС для основной общей школы. Всего в 2016-2017 учебном году по ФГОС обучалось 1953 обучающихся.
Организация деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи на территории Эльбрусского муниципального района предусматривает меры по нормативно – правовому регулированию и научно – методическому сопровождению работы с одаренными детьми и конкурсную поддержку одаренных детей. Ежегодно при формировании муниципального бюджета предусматриваются денежные средства на организацию и проведение конкурсов и мероприятий
интеллектуальной, художественно-творческой, спортивной и общественной
направленности.
В районе с целью выявления и поддержки одаренных детей ежегодно проводятся школьный и районный этапы Всероссийской олимпиады школьников, в которых участвуют учащиеся 7-11 классов (более 25 % от общего числа обучающихся).
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников прошел по 19 предметам, где приняли участие 788 человек, из которых 315 являются уникальными участниками. Победителей 66, призеров 93.
В 2017 году три обучающихся стали призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников.
В отчетный период учащийся школы с.п. Терскол Темукуев Салих стал победителем регионального этапа Всероссийской игры «Умники и умники», ученик 4 класса МОУ «СОШ № 3» г.п. Тырныауз Кетенчиев Керим в составе команды КБР из 3 учеников участвовал во Всероссийском интеллектуальном марафоне в г.Казани и стал лауреатом.
Во всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Ученик XXI века» первое место заняла ученица МОУ «Гимназия № 5» Геккиева Малика, а призом жюри «За значительные достижения в области изучения русского языка» награждены 87 учащиеся этой же школы Логинов Владимир, Малкаров Мухаммад, Этезова Малика.
На базе МОУ «Гимназия № 5» ежегодно открывается летний лагерь для одаренных детей.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу.
Отдельные общеобразовательные организации сотрудничают с Малой Академией наук г. Обнинска, центром дополнительного образования «Альфа-Диалог» г. Санкт-Петербург, научно-техническим университетом «Аркада», Финляндия (МОУ «Гимназия»), с центрами развития детей и творчества Эльбрусского района, с республиканскими центрами научно-технического творчества, эколого-биологического, республиканским Дворцом творчества детей и молодежи (все школы).
В 2016 г. МОУ «СОШ № 3» г.п. Тырныауз стала пилотной школой общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В предстоящем учебном году МОУ «СОШ № 4» с. п. Кенделен также войдет в число пилотных школ по данному направлению.
Одним из важных направлений образовательного процесса является воспитание учащейся молодежи: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое. Все направления очень важны. О них сказал в своем выступлении глава администрации Залиханов К.Х.-О.
Я хотел бы остановиться на военно-патриотическом воспитании.
Понимая актуальность военно-патриотического воспитания в детской и молодежной среде, министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу выступил с инициативой создания Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». В районе традиционно развито движение юных патриотов. Мы проводим военно-спортивные конкурсы «Зарница», «Победа». Районные команды, как правило, занимают призовые места. И на первом месте в этом вопросе школы № 3 и № 6 города.
Более подробно об организации военно-патриотического воспитания нам расскажет преподаватель ОБЖ СОШ № 6 Малкаруков М.И.
Во всех общеобразовательных организациях района имеются необходимые условия для качественного современного обучения – проведен Интернет, имеются компьютеры, принтеры, проекторы. Часть оборудования, конечно, нуждается в замене.
Большая работа проведена в отчетный период по обеспечению учащихся школ учебниками. В рамках акции «Подари школе книгу» значительно пополнились библиотечные фонды, в рамках реализации Указа президента РФ № 602 в библиотеки приобретены книги из Перечня 100 книг для самостоятельного прочтения школьниками. Администрация района выделила на эти цели 135.0 тыс. руб.
На обеспечение учебниками детей из малообеспеченных семей выделено более 1.5 млн. рублей Правительством КБР, в местном бюджете – 150.0 тыс. руб. для приобретения учебников регионального компонента.
По состоянию на сегодня обеспеченность учебниками составляет 88%, на 1 сентября будет 100%.
В системе образования функционирует 3 учреждения дополнительного образования. В данных учреждениях по дополнительным образовательным программам занимается 1824 ребенка в возрасте от 5 до 18 лет. В районе дополнительное образование организовано, кроме учреждений дополнительного образования, на базе общеобразовательных организаций.
В 2016-2017 учебном году на базе школ функционировали 90 кружков, спортивных секций с охватом 46% учащихся от контингента обучающихся в УДОД (1487).
Кроме того, в районе функционируют 6 организаций дополнительного образования: центр развития творчества детей и юношества (1161 чел.). Терскольская горнолыжная школа (226 чел.), Эльбрусская детско-юношеская спортивная школа (109 чел.), специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (568 чел.), детско-юношеская школа г. п. Тырныауз (436 чел.), детско-юношеская спортивная школа с. п. Кенделен (227 чел.). Всего 2722 чел.
Более 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием (часть детей занимается в двух и более кружках). При этом все они обучаются по дополнительным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований Эльбрусского муниципального района.
Государственная образовательная политика ориентирует на то, что облик образовательного учреждения дополнительного образования должен измениться как по форме, так и по содержанию.
В Кабардино-Балкарии с февраля текущего года начал функционировать детский технопарк. Для обеспечения доступности его для всех детей, желающих заниматься научно-техническим творчеством, конструированием, МОН КБР в настоящее время проводит работу по определению базовых школ в каждом районе и созданию сетевого взаимодействия детского технопарка с ними, научными центрами КБР, вузами, предприятиями.
В Эльбрусском районе есть предпосылки для более широкого качественного развития научно-технического творчества, созданию «школьных наукоградов». Это можно реализовать на базе центра развития творчества детей и юношества, МОУ «Гимназия № 5», МОУ «Лицей № 1» и др.
Кроме того, дополнительное образование рекомендовано развивать по направлениям «спорт, театр, шахматы, хоровые коллективы». Эти направления функционируют в образовательных учреждениях района, но необходимо задействовать в них большее количество детей и на более качественном уровне.
Нельзя не отметить значение дополнительного образования детей в формировании здорового образа жизни детей.
Создание условий для занятий физической культурой и спортом в школах и проведение мероприятий по расширению реализации программ дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций привели к росту численности детей, занимающихся физкультурой и спортом, особенно в сельских школах.
В отчетном учебном году проведена большая работа по введению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в школах. С 2014 года внедрение ГТО имеет массовый характер. На сегодняшний день более 200 учащихся школ сдали нормативы ГТО на бронзовые, серебряные и золотые значки ГТО. В 2016-2017 учебном году 40 обучающихся получили золотые знаки отличия ГТО. Наличие золотого значка добавило выпускникам до 10 баллов при поступлении в вузы.
В летнем республиканском фестивале ГТО команда МОУ “СОШ № 4 им.Т.М.Энеева” с. п. Кенделен заняла 2 место. За лучший результат Жашуев Кантемир, ученик 6 класса направлен для отдыха в “Артек” с 18.10. 17. по 08.11.17 г.
В рамках государственной программы «Школьный автобус» по обеспечению образовательных организаций школьными автобусами МОУ «СОШ» с.п. Эльбрус выделен транспорт марки Газель NEXT для осуществления перевозки школьников. Мы ожидаем выделение еще 3 единиц транспорта для сельских школ, чей транспорт исчерпал срок эксплуатации.
В отчётном году горячим питанием в дошкольных отделениях охвачено 1 724 ребёнка, в школах – 2 274 чел., что составляет 70,3 % от общего количества школьников. На организацию питания в отчётном году направлено из местного бюджета 2 511,3 тыс. руб., родительские взносы составляют сумму в 6 909,3 тыс. руб.
В рамках комплекса мер по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в отчетный период начат ремонт спортивного зала в МОУ «СОШ» с. п. Эльбрус на выделенную сумму 1266.2 тыс. руб., из них средства федерального бюджета – 1109.2 тыс. руб., республиканского бюджета – 97,0 тыс. руб., местного бюджета – 60,0 тыс. руб.
За счет республиканского бюджета приобретена учебно-методическая литература на сумму 1548,6 тыс. руб. Кроме того, из местного бюджета на приобретение книг из Перечня 100 книг, рекомендованных для самостоятельного прочтения школьниками указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 602, было выделено 135,0 тыс. руб.
В отчетный период проведен ряд мероприятий по обеспечению безопасности участников образовательного процесса
Установлена пожарная сигнализация в МОУ «СОШ № 6» (бывшая прогимназия).
Составлены сметы на установку пожарной сигнализации в 8 дошкольных отделениях и спортивной школе г. п. Тырныауз.
Установлены системы видеонаблюдения во всех образовательных организациях, в том числе и в дошкольных отделениях на сумму свыше 1200,0 тыс. руб., выделенных из местного бюджета.
Во всех образовательных организациях работают «тревожные кнопки».
В отчетный период из местного бюджета выделено 1706 тыс. руб. для проведения ремонтных работ в образовательных организациях. В настоящее время ведется ремонт кровли дошкольного отделения МОУ «Гимназия № 5» г.п. Тырныауз.
С 2012 года установлено 6 мини-футбольных полей с искусственным покрытием в с. п. Кенделен, Лашкута, Бедык, Эльбрус, В. Баксан, г.п. Тырныауз.
Учреждения дополнительного образования района имеют значительные достижения и успехи.
МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» Эльбрусского муниципального района является лауреатом конкурса «100 лучших учреждений дополнительного образования», победителем Южного окружного этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования, Республиканского конкурса «Выбираем здоровое будущее», Всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования» в номинации «Лучший центр развития творчества».
Юные боксеры из МКУ ДО «СДЮСШБ» с. Кенделен являются победителями и призерами первенства КБР среди юношей в 2015, 2016 г.г.
Спортсмены МКУ ДО «ДЮСШ» Эльбрусского муниципального района КБР, добиваются значительных результатов во Всероссийских и Международных соревнованиях.
Дополнительное образование в районе представлено по 6 направлениям: естественно-научное, техническое творчество, художественное, физкультурно-спортивное, краеведение, туризм.
Для решения поставленных задач по повышению качества услуг дополнительного образования детей, увеличению охвата детей услугами дополнительного образования, обновлению содержания программ дополнительного образования в соответствии с интересами детей и потребностями семей учреждения дополнительного образования проводится работа по обновлению образовательных программ и включению в них разделов, блоков, модулей.
Сегодня образование является фундаментом для будущего всего общества, поэтому школа должна быть местом открытий, творческих дел и успешных самостоятельных проектов для тех, кто учится и учит. Достижение данной цели осуществляется в динамично меняющихся условиях, а значит, неизбежно связано с преодолением проблем, которые требуют нестандартных решений и комплексного подхода.
Вместе с тем в системе образования района пока не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами для нас являются:
– снижение количества обучающихся и, соответственно, недостаточное финансирование;
– несоответствие материально-технической базы требованиям ФГОС в отдельных образовательных организациях;
– запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики.
В новом учебном году системе образования района необходимо продолжить работу над решением следующих проблем:
1. Решение всех вопросов кадрового, учебно-методического, финансово-экономического обеспечения введения ФГОС основного общего образования.
2. Работа с одаренными детьми. Педагогам необходимо использовать наиболее эффективные способы обучения детей данной категории, особенно в выпускных классах.
3. Совершенствование профессионализма педагогических и руководящих кадров.
4. Обеспечение полной безопасности участников образовательного процесса.
5. Реализация эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного и дошкольного возраста.
6. Значительное укрепление учебно-материальной и методической базы образовательных учреждений, в том числе строительство дошкольных учреждений в с. п. Терскол, Кенделен.
7. Меры по социальной защите работников системы образования.
Уважаемые коллеги!
Заканчивая свое выступление, хочу отметить, что любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаём и понимаем, что есть проблемы, но, вместе с тем, коллеги, мы должны преодолеть все сложности ради одного – ради личности ребёнка.
Я поздравляю всех вас, а также ваших воспитанников, учащихся и их родителей с новым учебным годом, примите самые искренние пожелания, желаю всем творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности.
Поздравляю вас с наступающим Днем знаний! Здоровья вам, профессионального роста, успехов!