Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с преподаванием учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
на часто задаваемые вопросы,
связанные с преподаванием учебного предмета «Основы безопасности
и защиты Родины» и правовым положением преподавателя-организатора
основ безопасности и защиты Родины
Введение в общеобразовательных организациях нового учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» взамен ранее преподаваемого учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обусловлено реализацией пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 940 (далее - Постановление № 940) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225 в части замены преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности на преподавателя-организатора основ безопасности и защиты Родины.
Указанные изменения вступили в силу 1 сентября 2024 года.
Настоящие материалы подготовлены в целях единообразного применения Постановления № 940, на основе вопросов, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования и других заинтересованных лиц.
Вопрос 1.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование в сфере образования, до общеобразовательных организаций доведена информация о том, что с 1 сентября 2024 года в общеобразовательных организациях введен новый учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) взамен ранее реализуемого учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Следует ли понимать, что новый учебный предмет, вводимый в общеобразовательных организациях, связан только с военной подготовкой обучающихся?
Ответ.
Нет, учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины», преподаваемый в общеобразовательных организациях, не связан только с военной подготовкой обучающихся и его не следует рассматривать как новый учебный предмет.
В соответствии с положениями части 3 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающими внесение изменений в часть 6.3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» поименован не в качестве нового учебного предмета, а перечисляется наряду с другими учебными предметами (к примеру, «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География»), относящимися к обязательной части образовательной программы как основного общего образования, так и среднего общего образования.
Кроме того, из утвержденных приказом Минпросвещения России от 27 декабря 2023 года № 1028 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования, следует, что этот учебный предмет является комплексной версией дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной подготовки».
Кроме того, исходя из содержания федеральных рабочих программ основного общего образования и среднего общего образования по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины», представленных одиннадцатью модулями, следует, что непосредственно с освоением обучающимися как в 5-9 классах, так и в 10-11 классах военной подготовки, основ военных знаний, основ противодействия экстремизму и терроризму связаны 2 модуля: модуль № 2 и модуль № 11. Остальные девять модулей по-прежнему отражают тематику, направленную на освоение обучающимися основ безопасности жизнедеятельности в современном обществе, в быту, на транспорте, в общественных местах, в природной среде, в социуме, в информационном пространстве.
Вопрос 2.
Как в образовательных организациях должен решаться вопрос о введении новой должности с наименованием «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины» вместо должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», т.е. как будут проводиться организационно-штатные мероприятия, связанные с исключением из штатного расписания должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности и введением должности «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины»?
Ответ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 года № 940 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 года № 225» (далее - постановление № 940) внесение изменения в подраздел 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225 (далее - Номенклатура), осуществлено посредством корректировки наименования должности, поскольку слова «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» заменены на слова «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины».
Из этого следует, что произошло переименование должности работника, занимавшего должность «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» (без изменения трудовой функции), не связанное с проведением в образовательных организациях организационно-штатных мероприятий, включая меры, установленные статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при сокращении одной должности и введении в штат другой должности.
В соответствии с указанным переименованием должности работодатель использует в штатном расписании то наименование, которое соответствуют новому наименованию должности, указанному в подразделе 2 раздела I Номенклатуры.
Таким образом, указанное переименование должности работника, занимавшего должность «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», будет относиться к изменению определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, без изменения трудовой функции работника, которые не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (статья 74 ТК РФ).
Поскольку работник не переводится на новую должность, а в наименование занимаемой им должности вносится изменение, работодателю следует уведомить работника со ссылкой на постановление № 940 и издать приказ о переименовании должности в штатном расписании.
В трудовых договорах (дополнительном соглашении к трудовому договору), в трудовых книжках работников (сведениях о трудовой деятельности), должностных инструкциях также со ссылкой на постановление № 940 следует произвести запись о том, что занимаемая ими должность переименована в должность «преподаватель- организатор основ безопасности и защиты Родины».
Вопрос 3.
Какими нормативными правовыми актами должны руководствоваться образовательные организации при регулировании труда работников с наименованием должности «преподаватель - организатор основ безопасности и защиты Родины»?
Ответ.
Регулирование труда работников с наименованием должности «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины» и их правовое положение не изменились и основываются на применении нормативных правовых актов, которые регулировали труд педагогических работников с прежним наименованием их должности - «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности».
Так, при определении должностных обязанностей преподавателей- организаторов основ безопасности и защиты Родины следует руководствоваться квалификационной характеристикой педагогического работника с наименованием должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности»[1], в соответствии с которой в их должностные обязанности входит осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики курса «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).
За преподавательскую работу по курсу «Основы безопасности и защиты Родины» сверх 9 часов в неделю (360 часов в год), а также за преподавательскую работу по другим предметам преподавателю - организатору основ безопасности и защиты Родины должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей.
При наличии в учебном плане общеобразовательной организации учебной нагрузки, превышающей 9 часов в неделю (360 часов в год), 10-й и последующие часы по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» в этой организации могут преподаваться также педагогическими работниками с наименованием должности «учитель».
При объеме преподавательской работы по курсу ОБЗР менее 5 часов в неделю (менее 180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада при продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю. Это означает, что должность работника с наименованием «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины» с оплатой труда в размере должностного оклада предусматривается, если в учебном плане образовательной организации объем преподавательской работы на этот учебный предмет установлен в объеме более 5 часов в неделю (более 181 часа в год).
Вопрос 4.
Может ли в образовательной организации предусматриваться более одной должности с наименованием «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины», если количество часов по учебному плану, отводимое для изучения предмета «Основы безопасности и защиты Родины» во всех классах, в 2-3 и более раз превышает количество часов, входящих в должностные обязанности указанного педагогического работника?
Ответ.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают каких-либо ограничений, связанных с формированием штатных расписаний образовательных организаций в пределах средств, предназначенных на оплату труда работников.
Вопрос 5.
Сохраняется ли за работником, имеющим высшую квалификационную категорию по должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности», должность которого стала именоваться «преподаватель- организатор основ безопасности и защиты Родины», эта квалификационная категория?
Если преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности не имел квалификационной категории, а проходил аттестацию в целях установления соответствия занимаемой им должности и до окончания срока действия результатов этой аттестации, например, осталось 3 года, должен ли работодатель провести аттестацию такого работника (на соответствие занимаемой должности) в связи с переименованием его должности на должность «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины»?
Ответ.
Переименование должности не влечет за собой изменение результатов аттестации ни в первом, ни во втором случае.
____________________
[1] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).