Семинар «Организационные вопросы деятельности образовательных учреждений в рамках работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида»
В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 г. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» на базе МОУ «Лицей №1» г.п. Тырныауз прошел семинар по теме «Организационные вопросы деятельности образовательных организаций в рамках работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида».
Был рассмотрен Порядок взаимодействия управления образования администрации Эльбрусского муниципального района и образовательных учреждений Эльбрусского муниципального района и министерства образования, науки и по делам молодежи КБР по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и предоставления информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в 2016 году (утвержденный Приказом управления образования от 14.03.2016г № 117-)
В соответствии с Приказом управления образования от 14.03.2016г № 117-Д, в каждом образовательном учреждении определены ответственные лица за организацию работы по разработке перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в соответствии с ИПРА ребенка- инвалида. Ответственными лицами определяются только руководители или заместители руководителя по УР.
В ходе очного совещания обсуждались основные направления работы по организации взаимодействия информационно-методического центра и образовательных учреждений по реализации ИПРА ребенка-инвалида.
Рассмотрен план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка инвалида.
Совещание прошло в рабочей обстановке, запланированные вопросы были освещены полностью. Присутствующие на заседании были активными участниками.
Какими же должны быть условия для получения ребенком-инвалидом качественного образования, всестороннего развития и социальной адаптации, так необходимых для реализации творческого и интеллектуального потенциала, его способностей и возможностей? Как реализовать Индивидуальную программу реабилитации или абилитации детей инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения?
Этой проблеме и был посвящен семинар–совещание, организатором которого является МУ «Управление образования».
В семинаре приняли участие руководители и специалисты образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы.
Особое внимание участники семинара обратили на важную роль общеобразовательных учреждений в создании специальных условий для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями.
Опыт общеобразовательного учреждения, работающего с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, – отметила в своем выступлении заместитель директора МОУ «СОШ №6 г.п. Тырныауз Жемухова Р.Б. – показал, что необходимо разработать общую стратегию межведомственного взаимодействия с целью объединения усилий учреждений системы образования для наиболее полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования, психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и защиты.
Не менее важным в обеспечении социализации и интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, – подчеркнула психолог МОУ «Гимназия №5» г.п. Тырныауз Байдаева М.Р.
Она также отметила, что Институтом психолого-педагогических проблем детства на основании результатов научного исследования было рекомендовано применение в образовательных учреждениях психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей, в виде индивидуальных бесед воспитателей и психологов с ребенком и родителями (семьей), подвижных, сюжетно-ролевых игр, игротерапии, музыкотерапии, изотерапии, песочной терапии, а также использования и анализа продуктивных видов деятельности детей (в том числе совместной проектной деятельности детей и родителей) и отдельных приемов рациональной психотерапии. Создание особых зон позволит обеспечить крайне необходимое психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучаемых с особыми образовательными потребностями.
В своем выступлении представитель МУ «Управление образования»– ведущий специалист Ахкубекова Ж.К. отметила, что с 01 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Новая система установления инвалидности, принятая с 2016 года, должна позволить не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Закон 419-ФЗ вводит:
1. новое понятие «Абилитация инвалидов»;
2. понятие «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида», т.е. ИПРА.
Так же с 01 января 2016 года в законную силу вступили приказы Минтруда России № 528н от 31.07.2015 г. и № 723н от 15.10.2015 г. Приказ Минтруда России № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» вводит новую форму индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
Главное изменение – это сам порядок реализации ИПРА. Теперь в графе ИПРА «Исполнитель» указывается орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности и региональные отделения Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. Нам необходимо грамотно заполнит графы ИПРА ребенка- инвалида и представить отчет в установленной форме в Минобрнауки КЮР за два месяца до окончания срока реализации ИПРА.
Участникам семинара были предложены для использования в практической деятельности образовательных учреждений методические рекомендации по предоставлению отчетов и применения.
Об обеспечении равных прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, о том, как привлекают для участия в развитии интегрированного образования, рассказала в своем выступлении заместитель директора МОУ «СОШ №3» г.п. Тырныауз Этезова Ф.И.
Кроме того, участники семинара выразили общее мнение о том, что необходимо активизировать работу общеобразовательных учреждений по внедрению в штатные расписания должности заместителя директора по инклюзии и тьюторов. Введение этих должностей будет направленна на обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья необходимыми условиями для получения качественного образования, такими как комплексная психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация и защита.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Ахкубекова Ж.К. в заключение семинара, – должны быть доступны не только качественное образование и всестороннее развитие, но и сама жизнь во всех ее проявлениях, яркая, многогранная, активная и полноценная.
И помочь ему в этом должны мы – взрослые. В первую очередь – это семья, родители. И, конечно же, школа, грамотные специалисты: педагоги-психологи и социальные педагоги, а в реабилитационно — образовательном учреждении – еще и медицинские работники: врачи различных профилей, медицинские сестры, инструкторы лечебной физкультуры. Но прежде всего – не равнодушные к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье, оказавшейся в трудной ситуации и нуждающейся во всесторонней помощи и поддержке. И как результат – успешной реализации государственных программ реабилитации и социальной интеграции инвалидов, чему мы с вами и призваны служить.
Ахкубекова Ж.К.